Проект «Равные возможности»


Публикации для специалистов

 



Вы находитесь на странице статей, призванных помочь в подготовке выставки для людей с ограниченными возможностями, главным образом слепых и слабовидящих. Средств для осмотра экпозиции у них меньше, чем у других посетителей. Это объясняется не только естественными ограничениями, но и тем, что большинство предметов экпозиции скрыты в витринах. Иные предметы древности слишком хрупки для осязания. Часть экспонатов – это картины и различные схемы, которые по понятным причинам недоступны слепому.
Поэтому выставка для слепых и слабовидящих – это особый вид экспозиционной деятельности музея. Ее проведению должен предшедствовать длительный этап подготовки, включающий изучение специальной литературы и непосредственное общение с инвалидами. Нужно также отобрать и подготовить предметы для изготовления реплик и исполнить копии с максимальным приближением к оригиналу. Отдельная часть работы – разработка методик проведения экскурсий и занятий.
На этой странице Вы найдете подборку статей, посвященных работе музея с людьми с ограниченными возможностями.

На страницу публикаций 2 (Далее)






Конвенция о правах инвалидов — конвенция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года (на тридцатый день после присоединения или ратификации двадцатью государствами). Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на середину марта 2010 года 82 государства являются участниками Конвенции, 51 — участниками Факультативного протокола.
Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально — в составе 12 экспертов, в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 должен быть расширен до 18 человек) — орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендациии, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.
Читать текст на русском...
Текст українською мовою...

В первую очередь, готовя выставку, нужно ориентироваться на опыт других музеев и выставочных залов.Ниже представлены материалы новостных лент, в разные годы появившиеся в Интернет-изданиях (со ссылками на первоисточник):
Санкт-Петербург
Уникальная выставка живописи и скульптуры открылась на одной из тихих улочек Выборгской стороны Санкт-Петербурга. Уникальна она и по содержанию, и по назначению. Зал художникам предоставила организация общества слепых Калининского района, чтобы дать возможность своим подопечным получить новые ощущения...Читать далее...

Лондон
Бюстгальтер из латекса, чашечки которого выполнены в виде голов свиней В Лондоне открылась выставка, на которой выставлены произведения искусства для слепых и слабовидящих людей.Читать далее...

Париж
Целевая аудитория Тактильной галереи Лувра - слепые и слабовидящие люди. Это единственное место в музее, где посетители могут трогать экспонаты руками.Читать далее...

Когда Вы встречаетесь со слепым человеком…
(Несколько полезных и общеизвестных советов)

Обращайтесь со слепым человеком так же, как со всяким другим. Люди с нарушениями зрения делают то же, что и Вы, но их методы иногда отличаются...Читать далее...

Иванов Е. мнс. Черниговского областного исторического музея имени В.В. Тарновского
"Зачем слепому свет"

Черниговская универсальная газета "Взгляд" №5 , 4 июля 2007
В следующем году “Українському Товариству Сліпих”, сокращённо УТОС, исполняется 75 лет. Здание, в котором находится областное бюро УТОС, в Чернигове располагается в районе Горсада, по ул. Менделеева, № 5. Выйдя из троллейбуса, нужно пройти вглубь улицы, по направлению к основному корпусу педуниверситета, до дома культуры УТОС и там с правой стороны, на углу, вы увидите красный деревянный одноэтажный домик с пристройкой на крыше. За эти 75 лет ремонт в нём не проводился по одной простой причине...Читать далее...

В.З. Денискина
Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о чем необходимо помнить родителям и педагогам

Взято с сайта Е. Майчук
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабалитации детей с нарушением зрения является правильный индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения. В этой связи очень важным оказывается точное понимание специалистами и родителями особенностей зрительных возможностей каждого ребенка и их учет во всех видах психолого-педагогического и семейного воздействия, в частности, при выборе для ребенка образовательного учреждения....Читать далее...

Большакова Людмила Владимировна.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Взято с сайта Е. Майчук
ВВЕДЕНИЕ. Дошкольники с амблиопией и косоглазием - это дети с особыми образовательными потребностями и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому взрослому, работающему с ребенком с нарушением зрения. Следует отметить, что количество детей со сложной структурой дефекта возрастает с каждым годом. В связи с этим педагогам необходимо изучать дефектологию, психологию, специальные коррекционные методы и приемы работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности....Читать далее...

Гунилла Прейслер.
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О РАЗВИТИИ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Взято с сайта Е. Майчук

ВВЕДЕНИЕ.
Каждый год в Швеции рождается около 100000 детей. Один ребенок из тысячи рождается с нарушением зрения. Среди детей с зрительными аномалиями более 40% имеют дополнительные дефекты, прежде всего умственную отсталость. Когда диагноз глубокого нарушения зрения поставлен, родителей связывают с региональным дошкольным консультантом. Это тот человек, к которому родители могут обратиться со всеми своими проблемами. Консультант даст семье информацию о последствиях слепоты, о том, как нужно адекватно стимулировать развитие ребенка, о той финансовой и социальной помощи, которую общество может оказать семье. До начала 50-х годов практически все дети с глубокими нарушениями зрения, но без дополнительных дефектов получали образование в Национальной Школе для Слепых,находившейся вблизи Стокгольма. Сегодня...Читать далее...

Канд. психол. наук Т.А. Басилова.
Ольга Ивановна Скороходова. Биография

Известно, что Ольга Ивановна родилась на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье. Мать батрачила в семье священника, а отец был призван в армию в начале Второй Мировой войны, откуда в семью не вернулся.
Существует некоторая путаница с датами ее рождения, на которую, возможно, и не стоило бы обращать внимание, если бы речь шла не о возрасте, в каком ребенок потерял слух и зрение. Во всех работах и самой Скороходовой, и ее учителя Соколянского написано, что она родилась 24 июля 1914 года, в пять лет заболела менингитом, после чего потеряла полностью зрение и слух на левое ухо, слух с правой стороны снижался постепенно. ...Читать далее...

О. И. СКОРОХОДОВА
КАК Я ВОСПРИНИМАЮ, ПРЕДСТАВЛЯЮ И ПОНИМАЮ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Болезнь в детстве сделала О. И. Скороходову полностью слепоглу- хой. Однако она нашла в себе силы учиться и работать. Под руководст- вом проф. II. А. Соколянсиого она получила обравонание. Предлагаемая книга - уникальное произведение автора, лишенного зрения и слуха. В ней с большой полнотой характеризуются особенности поанивательных процессов человм;,), лишенного основных дистантных рецепторов. Книга предназначена для учителей, научных работников в области психологии, педагогики, философии и будет с интересом прочитана ши- роким кругом читателей.
...Читать далее...

Работа по защите слепых и слабовидящих нуждается в совершенствовании

11-12 сентября 2003 года в Украинском НИИ медико-социальных проблем инвалидности прошла конференция офтальмологического отделения «Актуальные проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов вследствие офтальмопатологии». Основные вопросы, которые обсуждались на конференции, это — подведение итогов научно-методической деятельности НИИ, внедрение результатов НИР, утверждение связей с научными, клиническими офтальмологическими учреждениями Украины и других стран, с учреждениями, занимающимися реабилитацией инвалидов.
...Читать далее...

Владимир Ирха знает Царицыно как свои пять пальцев

…По мнению Ирхи, слово «слепой» само по себе не звучит обидно, но все зависит от контекста и интонации говорящего. А еще, по мнению Владимира Александровича, не каждого слепого или слабовидящего можно назвать инвалидом в широком смысле этого слова. – Если человек живет полноценной жизнью, если у него нет проблем с самореализацией, то какой же он инвалид?
...Читать далее...

На тёмной стороне

Судьба не пожалела того, кто ослеп или родился без зрения. Она и вовсе зла, если родина слепца – Украина Если есть места, где слепцов и безумцев считают посланниками неба, то по доброй традиции наших краёв предполагается, будто удел слепого – нищее прозябание. Говорить так вслух не даёт провозглашённый гуманизм, всякого рода корректность и позитив, обязательные в наборе взглядов сытно жующего общества. На деле реальная жизнь незрячих лишена гуманности. Как ни странно, наши слепые держат трость не так, как в Европе или Америке.
...Читать далее...

Музей слепых в Мадриде

14 декабря 1992 Национальная Организация Испанских Слепых открыла в Мадриде тифло-музей, желая предоставить слепым людям возможность свободного доступа к музею, так как раньше инвалидность по зрению являлась непреодолимым препятствием для изучения или даже простого осмотра предметов.
...Читать далее...

Музей американского Дома Печати для Слепых

Музей американского Дома Печати для Слепых посвящен сохранению и представлению захватывающей образовательной истории слепых людей и исторического вклада американского Дома Печати для Слепых, направленного на пользу людей со слабым зрением и их педагогов.
...Читать далее...

Работа с посетителями с нарушениями зрения в Венгерском Национальном музее

Сложно понять современный мир, если не познакомится с древней культурой. Информация о прошлом дошла до нас в виде материальных памятников. Большинство музейных материалов было недоступно слепым посетителям или посетителям с нарушениями зрения.
...Читать далее...

Слепой ребенок: развите адаптивных возможностей и пути социализации

В семье родился слепой малыш… Осознание этого факта - сильнейший стресс для его близких. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье?
...Читать далее...

В.Д. Озеров.«Беседы с родителями незрячих детей»

Идея написания книги возникла в 2002 году, как попытка ответа на вопрос, заданный мне мамой, слепого трехлетнего ребенка: «Как Вам удалось сделать так, что Ваш сын, будучи слепым, не чувствует себя больным и несчастным человеком?».
...Читать далее...

Музей для слепых в Литве

В настоящее время люди окружены разнообразием чувств: запахи, вкусы, звук движения, шум толпы, радио или телевидения, красочных рекламных объявлений, оформления витрины, журналов, живой интернет-мир …, Есть так много всего, что иногда люди прекращают воспринимать все это. Но если одно из чувств прекращает работать, все меняется. Зрение - самый важный орган чувств, который дает нам 80%-ую информацию.
...Читать далее...

Сліпих дітей "виводять у світ" ентузіасти

Найважливіший спеціальний предмет в інтернаті — орієнтація у просторі. Новачки вивчають школу за макетами і потім по пам’яті орієнтуються в просторі школи без будь-якої допомоги, не виставляючи вперед руки і не тримаючись за стіну. Дітей вчать «бачити», розвиваючи слух, сенсорні можливості, пам’ять. Учні вчаться користуватись громадським транспортом, переходити дорогу. Для них проводяться екскурсії по місту, в музеї, вони відвідують театри Києва. Адміністрація театрів завжди йде на зустріч і навіть, коли нема вільних місць, доставляє додаткові стільці.
...Читать далее...

Музеї для неповносправних: нагальна потреба чи примхи?

У 1984 році в Афінах відкрився Музей для невидющих, концепція якого була розроблена спеціалістами сумісно із людьми із вадами зору. Один із розділів експозиції присвячений мистецтву античної Греції. У ньому представлено більш ніж 100 предметів, які легко піддаються «зчитуванню» на помацки – статуї, вази, барельєфи та інші культурні цінності. Оскільки тактильний огляд межує із загрозою для крихких експонатів, вони в більшості своїй представляють гіпсові копії з оригіналів. Але відвідувачі мають можливість познайомитися й зі зразками матеріалу, з якого зроблений оригінал, щоб відчути його особливості. Другий розділ експозиції складають архітектурні макети, які дозволяють, наприклад, «відвідати» Парфенон, доторкаючись до нього.
...Читать далее...

Днепропетровское учебно-производственное объединение "Луч" УТОС

В 1928 году в городе Днепропетровске была создана мастерская (артель) по производству одежных и сапожных щеток. Размещалась мастерская на ул. Красной. С расширением и развитием производства артель стала производить промышленные щетки и проволочные скребки. В 1963 году на базе этой артели было образовано Головное предприятие, а с 1971 года по настоящее время - на основе общественной собственности Днепропетровское учебно-производственное объединение (УПО) "Луч" Украинского общества слепых (УТОС)
...Читать далее...

Історія розвитку писемності сліпих

Екскурс в історію виникнення і розвитку рельєфної писемності дозволяє зрозуміти її значення для життя і діяльності сліпих. В не багатьох літературних джерелах можна знайти відомості про сліпих, які отримали хорошу освіту, або, наділених різними здібностями. Перші згадки про спроби винайти способи письма і читання для незрячих відносяться ще до ІV століття до н.е. Вони пов’язані з ім’ям широко відомого в ті часи грецького педагога-просвітителя Дідіма Александрійського. Втративши зір в ранньому дитинстві, він отримав хорошу на той час освіту, використовуючи для читання і письма текстів букви алфавіту, вирізані з дерева. Це дозволило йому оволодіти грамотою рідної та іноземних мов.
...Читать далее...

Бионические системы глаза

Дэниел Паланкер (Daniel Palanker) из Стэнфордского университета (Stanford University) и его научная группа «Биомедицинской физики и офтальмологических технологий» (Group of BioMedical Physics and Ophthalmic Technologies) разработали оригинальный протез сетчатки высокого разрешения или «Бионический глаз» (Bionic Eye), обладающий целым рядом преимуществ перед предыдущими проектами лечения слепоты с помощью электронных имплантатов.
...Читать далее...

Дитячій зір, лікування і профілактика захворювань

Гарний зір - одна з найважливіших функцій людського організму, що дозволяє людині бути повноцінною. З народження ми починаємо пізнавати світ, величезну роль в цьому процесі відіграють органи почуттів. Саме зір допомагає нам отримати більше половини всієї інформації про навколишній світ.
...Читать далее...

Пространственная ориентация слепых

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.
...Читать далее...

Ночь в музее. Работа со слепыми в Эрмитаже

Дети из школы-интерната имени Грота для слабовидящих приходят в музей постоянно. Больными они не выглядят, разве что многие в очках. — Да, — говорит Лариса Ярославовна Шостак, старший научный сотрудник Эрмитажа, — начав заниматься с этой группой, я тоже засомневалась. Это потому, что с ними в школе имени Грота хорошо занимаются. А потом они стали у нас рисовать, и я поняла, что один не видит ничего, кроме узкого поля перед собой, другой не может сфокусироваться на листе бумаги, у остальных еще какие-то серьезные нарушения зрения. Как познакомить этих детей с Эрмитажем? Первый год они приезжают раз в месяц — это начало.
...Читать далее...

Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими плохое зрение, и незрячими

Адаптация слепого к окружающей обстановке и образу жизни зрячих возможна лишь тогда, когда между ними есть понимание, а также своевременная и соизмеримая помощь со стороны зрячих, которая способствует развитию самостоятельности и свободы. Знание психологической ситуации незрячего человека, понимание его проблем общения с миром, который он воспринимает тактильно и на слух, позволят ему открыто идти на контакт.
...Читать далее...

Футбол для сліпих

В Україні для багатьох людей з інвалідністю проблема ізоляції стоїть дуже гостро. І навіть відвідати таку масову подію як футбольний матч – це вже елемент реабілітації. « Хтось приходить на улюблену збірну, а хтось просто потусити, поспілкуватися", - говорить реабілітолог зі стажем Євгеній Свєт. Для нього поява коментарів для незрячих - найбільший прорив за останній час у боротьбі з недоступністю для інвалідів по зору: « Наші сліпі не звикли до таких коментарів, всі були дуже задоволені »
...Читать далее...
На страницу публикаций 2 (Далее)