К оглавлению книги
Назад к списку
Вернуться на главную страницу





Обманчивые ощущения

1. Если я почувствую внезапную и сильную боль от чего- нибудь, а ко мне в это время кто-нибудь подойдет, то я иногда не сразу узнаю, кто это. Так, например, сегодня я проходила по столовой, а кто-то из сотрудниц стоял возле календаря и не слы- шал, как я шла. Я наткнулась на эту сотрудницу, и она случайно ударила меня локтем в глаз. Я почувствовала сильную боль и даже выронила из рук вещи. Когда сотрудница сказала: <Изви-. ни>, я все-таки не узнала, кто это был.
Я должна подчеркнуть, что и во всех других случаях, когда мое внимание целиком сосредоточено на чем-либо, я хуже вос- принимаю все то, что происходит вокруг меня. Я не сразу могу почувствовать приближение кого-нибудь ко мне или не сразу узнаю того, кто взял меня за руку. Если же мое внимание ничем не отвлечено, тогда я хорошо чувствую все, что происходит вокруг.

2. Однажды мне подали сразу три письма. Письма были брай- левские, и их обложка была мне уже знакома по предыдущим письмам. Желая скорее узнать, что мне пишут подруга и това- рищ, я побежала в свою комнату, чтобы вскрыть письма. По до- роге я встретила X,, который поздоровался со мной. Но я так была занята письмами, что не совсем узнала X. Дойдя до своей ком- наты, я подумала, что нужно же узнать, кто со мной здоровался. Я вернулась обратно в сад, где еще был X. <Это вы поздорова- лись со мной?>- - <Да, я>,- сказал X.

3. Если я получаю особенно сильное впечатление от какой- нибудь книги или еще от чего-нибудь, я уношусь мыслями да- леко от действительности. Помню такой случай: я сидела и читала книгу. В это время ко мне подошла Л. И. Она мне что-то сказала, я ее не поняла, но решила, что она сказала мне вот что: <Оля, иди в изолятор>.
Подумала я так потому, что у меня в то время болела рука и я каждое утро ходила на перевязку (а дело было как раз утром). Я, конечно, отложила книгу и пошла в изолятор. Л. И. там не было. Я села ждать ее. Жду, жду, а Л. И. все нет. Прошло ми- нут 10, и мне уже надоело ждать. Вдруг приходит она.
- Почему же ты сюда пришла? - спросила Л. И.
- Да вы же мне сказали: <Оля, иди в изолятор>.
- Нет, я тебя попросила побыть с Василем, чтобы он сидел спокойно.
Мы весело расхохотались.
- Я совсем ничего не поняла из того, что вы мне сказали, а просто по привычке к перевязке пришла сюда.
126
- Мне говорит X., что ты ждешь меня в изоляторе, а я уве- ряю его, что ты следишь за Василем.

4. Однажды я читала <Войну и мир> Л. Толстого, а когда окон- чила книгу, то собралась идти в школу слепых, где находилась моя подруга Н. Я была под впечатлением прочитанного, поэтому шла почти машинально. Мне нужно было подняться по лестнице на третий этаж, зайти в один коридор, а затем повернуть в другой направо. Я так и сделала, повернула направо. Иду, вдруг под ногами какая-то ступенька и опять длинный коридор, а там ка- кие-то двери. Я остановилась, чтобы сообразить, где я иду. Я хо- рошо знаю дорогу к школе слепых. Я помнила, что на третьем этаже в коридорах нет никаких ступенек. Наконец, я поняла, в чем дело. Я по дороге так замечталась, что забыла выйти на третий этаж, а дошла только до второго и повернула в коридор. Я вернулась опять к лестнице и уже без приключений пришла в комнату к девочкам.

5. Е. А. попросила меня отнести ключи в кабинет X. Я целый день была занята и только что освободилась. Я очень устала, и, когда поднималась по лестнице, у меня даже немного закружи- лась голова. Подойдя к кабинету, я постучала один раз. Мне не открыли. Я повторила стук, дверь тихо приоткрылась. Я про- тянула руки с ключами и, не входя в кабинет, сказала: <Просили передать>.
Чья-то рука взяла ключи. Тогда я вошла в кабинет. Но меня удивило то, что X. как бы не похож на себя, словно не узнал меня. Рука этого была немного не такая. Но ведь никто другой не мог быть в его кабинете. Я несмело сказала: <Я уже напеча- тала 21 страницу...>
И .вдруг я узнала, что это не X. Я очень смутилась и выбежала из кабинета. Через несколько минут меня позвал X. и объяснил, что это был один инженер. Да, я чистосердечно призналась, что в те моменты, когда я бываю усталая и вдобавок занята какими- нибудь другими мыслями, я хуже воспринимаю все то, с чем я соприкасаюсь и что меня окружает. Я могу это объяснить не только тем, что ослабевает физиологическая чувствительность органов чувств, но еще и тем, что при полной физической устало- сти ослабевает и внимание к окружающей среде. В этом есть нечто общее со зрением и слухом. Ведь, когда зрячий и слыша- щий человек чувствует сильную усталость, он также часто оши- бается в зрительных и слуховых впечатлениях. Он может принять незнакомого человека за знакомого и, наоборот, знакомый голос за чужой. А если мысль зрячего человека уносит его воображение и представление далеко за пределы той обстановки, в которой он находится, то он, подобно Геккелю, наденет дамский чулок вместо
127
галстука или, подобно Бетховену, будет терять свои шляпы во время прогулок за городом.
Я знаю из рассказов зрячих, как часто зрячие и слышащие впадают в заблуждение: зрение и слух часто их обманывают, один какой-нибудь предмет они принимают за другой, один чей-нибудь голос им кажется другим голосом и т. д. Нечто аналогичное бы- вает и со мной. Так, однажды вечером я была в лаборатории; мне показалось, что я чувствую звуки фисгармонии, на которой X. иногда играет. Это удивило меня, так как X. сказал мне, что oil придет в клинику в 10 часов вечера, а было только 9. Я сошла вниз и спросила А. В" кто это играет. <Вы не слышали, чтобы X. играл на фисгармонии?> - <Нет, он еще не пришел>.
Это явление я объясняю тем, что я могла ощутить какие-либо вибрации, передающиеся с улицы через пол, и они обманули меня.

6. Однажды, когда я еще крепко спала, мне очень ясно пока- залось, что ночная дежурная прикоснулась к моему плечу. Я прос- нулась, думая, что уже нужно вставать. Я пошла в умывальную комнату и умылась. Затем возвратилась в спальню, оделась и на- чала убирать постель. В это время ко мне подошла дежурная и спросила:
- Почему ты так рано встала?
- А разве вы меня не будили?
- Нет, сейчас только 6 часов утра, и ты меня разбудила.
- Странно, как же это могло случиться? Ведь я так ясно по- чувствовала, что вы меня будите.
Я окончила убирать постель и села читать, так как снова ло- житься мне не хотелось.

7. Однажды я опоздала к вечернему чаю. Дежурная ушла гулять с детьми в сад, и некому было налить мне вторую чашку чая. Я хотела встать из-за стола и сама налить, но в это время у меня взяли чашку. Когда мне подали чай, я взяла за руку того, кто подал, и мне показалось, что это А. Н. Правда, я в этом не была уверена и одно мгновение думала, что это X., но я не поду- мала, что X. подойдет налить мне чай, и поэтому решила, что возле меня А. Н.: у нее руки большие, как у мужчины, и по руке ее легко принять за мужчину. Я что-то начала говорить, обра- щаясь к этой <А. Н.>, но когда X. дактилологией спросил: <Что?> - я окончательно узнала, что это X,, и очень смутилась.

8. Я научилась узнавать по выключателю, когда в моей ком- нате горит свет и когда не горит. Узнаю я это так: если свет го- рит, то выключатель повернут налево, а если свет не горит, выклю- чатель повернут направо. Однажды ко мне пришла незрячая подруга со- своим полузря- чим товарищем. С этим товарищем я еще не была знакома. Когда
128
они ко мне пришли, меня в комнате не было. Дежурная сама про- водила в мою комнату гостей, закрыла ставни и зажгла свет. Через 2-3 минуты я вошла в комнату. Я света совсем не вижу, поэтому не знала, горит ли свет. Я подошла к выключателю: мне показа- лось, что он закрыт. Я сказала: <Сейчас я зажгу свет> -и повер- нула выключатель.
Подруга взяла меня за руку:
- М. говорит, что ты потушила свет.
От смущения я очень покраснела. Я снова повернула выклю- чатель, и свет загорелся. Когда я подошла к подруге, она сказала:
- М. просит передать тебе, чтобы ты не смущалась, это с каждым бывает.

9. Однажды я пришла из лаборатории вниз. Когда я прохо- дила через вестибюль, ко мне подошла одна моя знакомая, кото- рая только что пришла. Я так была углублена в какие-то мысли, что совершенно безразлично встретила знакомую, а когда она спросила: <Ты свободна?>-я рассеянно отвечала ей: <Сво- бодна>. И подумала: <Кто же это такой? Да еще говорит дактило- логией>.
Я предложила своей гостье любезно, но очень сдержанно (так как продолжала не узнавать ее) снять пальто и идти ко мне в комнату. Раздеваясь, гостья спрашивала: <Ты давно видела Н.?> Я ответила: <Я к ней сегодня собираюсь ехать>-и снова поду- мала: <Ну, кто же это такой? Даже Н. знает>.
Я решила, что это одна моя знакомая из УИЭМа, которую я учила говорить дактилологией. Но когда мы зашли в мою ком- нату, я вдруг сообразила, что это была Л. Я ничего не сказала Л. о том, что я не сразу ее узнала, однако прошло минут 10, прежде чем я успела оправиться от своего смущения. Мне было очень странно, почему я не узнала Л., ведь я ее всегда узнавала, даже на улице. Я это могу объяснить только тем, что, когда она подо- шла ко мне, я была сосредоточена на чем-то другом и даже за- была, где я нахожусь. В то время, когда она взяла меня за руку, мне казалось, что я пробуждаюсь от глубокого сна к действитель- ности.

10. Как-то я была в саду школы слепых с Н. Она что-то рас- сказывала мне об одном воспитаннике. В это время к нам подо- шла мать Н. Она пожала мне руку и написала на руке:
- Здравствуй!
Но я не узнала, что это была мaть Н., а приняла ее за воспи- танника, о котором мы говорили. Я равнодушно ответила:
- Здравствуй!
Н. спросила:
- Ты не узнала мою маму?
- Нет. А разве это твоя мама? - Да.
Я извинилась перед матерью Н. за то, что так невежливо ей от- ветила.

11. Как-то ночью я проснулась и пошла посмотреть на часы. Мне показалось, что на часах было без 20 минут 7. Я подошла к постели дежурной и начала ее будить. Дежурная очень крепко спала, я с трудом разбудила ее.
- Вставайте, уже скоро 7 часов, а вы так крепко спите. Если будет кто-нибудь звонить, то вы и не услышите. Дежурная испугалась, что проспала, и вскочила с постели. По- смотрев на часы, она сказала:
- Сейчас только без 20 минут 4 часа.
Мне стало неудобно, что я напрасно разбудила дежурную, и я извинилась перед нею.

12. Однажды я смотрела два новых платья, которые сшили для В. и М. Платье В. было уже выглажено, а платье М. еще не гла- дили. От этого платья казались сшитыми из неодинаковой материи. Что платье В. было из вольты, это я узнала, но платье М. показа- лось мне маркизетовым, так как, не будучи проглаженным, оно было более упругим. Когда оба платья были проглажены, я узнала, что они из одного материала.

13. Я сидела в библиотеке за столом и читала. Мне показалось, что я чувствую запах одеколона Л. И. Я несколько раз поворачива- лась в разные стороны, но ни с одной стороны запах не был силь- нее. Я решила сойти вниз и спросить у Л. И., была ли она наверху. В комнате игр я подошла к Л. И. и сначала вчувствовалась, пахнет ли от нее одеколоном. Но одеколоном от нее не пахло. <Вы не были только что наверху?> - <Нет>.
Отойдя от Л. И., я вдруг поняла, почему мне казалось, что я чувствую одеколон Л. И,: когда Л. И. читала мне, то на моей руке остался ее запах. Л. И. раньше меня помыла руки, а я рук еще не мыла, и одеколон сохранился на моих руках, и это ввело меня в за- блуждение.

14. Однажды целый день я была очень смущена, так как, что бы я ни делала, в какую бы комнату ни пошла, я все время чувство- вала запах духов X. Так, например, я была в ванной и умывалась. Вдруг чувствую этот сбивающий меня с толку запах. Я с неудо- вольствием подумала: <Почему X. пришел смотреть, как я умыва- юсь?>
И так в течение целого дня я все думала: <Почему X. следит за мной?..>
Только вечером, когда я ложилась спать (и несомненно, была одна в своей комнате), я поняла, почему меня беспокоил запах ду- хов X.: утром в этот день я надушила себе волосы такими же ду- хами, как у X., поэтому, когда я делала движения головой (повора- чивалась в какую-нибудь сторону или наклонялась), я и чувство- вала запах от себя. Но я совершенно забыла о том, что надушилась утром, и вот провела такой <беспокойный> день.

15. Мне нужна была Р. А. В вестибюле было накурено, и я по- думала, что Р. А. сидит за своим столом. Я подошла к столу - там сидела какая-то женщина в халате и писала. Я положила руку на ее руку ниже локтя и ждала, что она обратит на меня внимание, но женщина продолжала писать. Наконец, я первая заговорила (я тихо сказала то, что мне нужно было). Женщина взяла меня за руку, и я по ее руке сразу узнала, что это не Р. А. Я очень смути- лась и растерялась. Подошел X. и сказал мне: <Это не Р. А., это новая заведующая хозяйством>.

16. Я была в своей комнате и печатала на машинке (писала письмо и очень увлеклась этим). Я не заметила того, что ко мне в комнату вошли: кто-то взял меня за руку и пожал ее. Я не узнала, кто это, хотя сразу же отметила, что взял меня за руку знакомый человек.
- Я не знаю кто,- сказала я, чуть улыбаясь смущенно.
Мне снова пожали руку, но я не узнавала. Тогда другой чело- век взял меня за руку.
- П.! - сразу узнала я.
П. хотел написать на моей руке имя того, кого я не узнала. Но тут случилось нечто комичное: я вдруг сообразила, что человек, руки которого показались мне знакомыми, не кто иной, как Д., и я с изумлением громко сказала:
- Д.!..
Изумление мое объясняется следующим: мне говорил П., что Д. уехал в окрестности Москвы, и сказал, какого числа Д. возвратится. Теперь же Д. пришел совершенно неожиданно для меня, а я на всякие неожиданные обстоятельства реагирую сильно. Нечто подобное случилось со мной и на этот раз; я чувствовала, что покраснела, и на несколько минут растерялась.

Температурные ощущения

1. Осенью, когда еще не топили, у нас было очень холодно. Но вот однажды меня разбудили, я сразу почувствовала, что в ком- нате у меня как будто теплее. Я подошла к батарее, она была чуть- чуть теплая. Днем у нас было уже совсем тепло, и батареи были н-
131
столько горячие, что нельзя было к ним прикоснуться. Когда при- шла В. М., я сказала:
- Поздравляю!
- С чем?
- Неужели вы ничего не чувствуете?
- Нет.
- Вам не жарко?
- Нет.
Я подвела В. М. к батарее. Она посмотрела рукой и сказала: - Теперь я понимаю, что уже затопили.
Меня очень удивило то, что В. М. не могл;а заметить такой большой разницы в температуре наших комнат, ведь было очень холодно, и вдруг стало тепло.

2. Я открывала окно в своей комнате. Обычно, когда я открою внутреннюю раму, я уже чувствую, холодно на дворе или тепло. Сегодня, когда я открыла внутреннюю раму, а наружная была со- всем закрыта, я почувствовала, что на дворе тепло. Действительно, сегодня было так тепло, что даже снег таял.

3. Л. И. поставила ко мне на стол электрическую лампочку и начала вставлять вилку в розетку, а я держала руку на лампочке. Когда свет зажегся, я сразу почувствовала, потому что лампочка моментально стала нагреваться.

4. Я занималась с X. в его кабинете. Вдруг и. ощутила поверх- ностью лица, что в окно светит солнце.
- К вам в окно светит солнце?
- Да.

5. Я наливала в ванну воду, так как собиралась мыться. Вода была очень горячая, и возле ванны было жарко. Но вот потянуло холодком, я догадалась, что кто-то открыл дверь из умывальной, где было не так тепло. Я подошла к двери, она была полуоткрыта.
Я спросила:
- Кто?
Подошла Л. И.
- Это вы открыли дверь?
- Да.

6. Мне сказал X., что потух свет. Через час после этого я поин- тересовалась, горит ли уже свет. Я пошла в спальню и приложила руку к электрической лампочке, но она была холодной. Я поняла, что свет еще не зажегся.

7. Ч. позвала меня читать. Когда я пришла в кабину и села на стул, то почувствовала, что стул теплый. Я спросила:
- Кто сейчас сидел на этом стуле?
- Здесь сидел Ц.,- ответила Ч.

8. Как-то мне нужен был X. Я пошла в библиотеку и подошла
132
к дивану, чтобы узнать, нет ли на диване X. На диване я его не на- шла, но в одном месте диван был теплый, и я подумала, что X. только что ушел отсюда. Я позвала X., и он подошел ко мне.
- Вы сидели на диване только что?
- Да, я встал минуту тому назад.

9. Однажды я собиралась идти в город с Р. Г. До этого я еще не была на дворе и не знала, какая погода. Когда мы вышли на улицу, я почувствовала, как начало согреваться мое лицо. Я по- няла, что это светит солнце. Я сказала Р. Г.: <Я думала, что се- годня плохая погода, а оказывается, что даже солнце есть>.

10. В один зимний день, когда на дворе была оттепель, я пошла в город. Ветер был теплый по-весеннему, но солнца я не чувство- вала, когда вышла на улицу. Только через два часа, идя по городу, я вдруг ощутила лицом теплые лучи солнца.
- Ты чувствуешь солнце? - спросила А. В.
- Да, я сразу почувствовала.
- Я по выражению твоего лица заметила это, потому и спро- сила тебя.

Вкусовые ощущения

1. За обедом мне подали арбуз. Попробовав его, я сразу опреде- лила, что арбуз еще не дозрел. Я сказала об этом дежурной. Она ответила: <Цвет он имеет хороший, поэтому мы думали, что он и на вкус будет хороший>.

2. Л. И. предложила мне скушать помидор. Я согласилась. Ку~ шая помидор, я заметила, что на вкус он более кислый, чем те по- мидоры, которые мы покупаем на базаре. Я спросила у Л. И.
- Это помидоры из вашего сада?
- А что, кислые?
- Да.

3. Я кушала груши. Одна груша была тверда на ощупь, но я по- думала, что она просто еще не помялась. Когда же я попробовала грушу, по вкусу узнала, что она еще не зрелая.

4. Однажды я ела яблоки. Мне показалось, что одно яблоко было гнилое в середине. Я отложила его и взяла другое. Когда ко мне подошла В. М., я ей показала гнилое яблоко.
- Нет, оно не гнилое, а побитое.
- Гнилое, я ведь кушала его и по вкусу узнала, что оно в се- редине гнилое. Даже сок там более липкий, чем в хорошем яблоке. На глаз не видно, что оно гнилое, кажется, что побитое.