К оглавлению книги |
Назад к списку |
Вернуться на главную страницу |
Вибрационное чувство 90 1. Когда я иду но улице, я чувствую через сотрясение мосто- вой, проезжают ли автомобили, трамваи, автобусы и т. д. Даже часто находясь в помещении, которое близко к улице, я чувствую, когда по улице проезжают. Иногда кто-нибудь из слышащих уве- ряет меня, что на улице вовсе не проезжают, а прислушавшись, говорят: <Да, проехал автомобиль (или автобус)>. 2. Если я постучусь в кабинет к X., то, стоя за закрытой дверью, я через пол чувствую, когда он встает и отодвигает стул. 3. Точно так же (через сотрясение пола) я по шагам узнаю безошибочно некоторых сотрудников. 4. Я всегда узнаю, когда по комнате проходит Мария. По ут- рам из своей комнаты я чувствую, когда она проходит в комна- ту игр. 5. Бывая в гостях у Н., я всегда отличаю ее походку от походки других членов семьи: у Н. (Н. слепая) более медлительная и не- уверенная походка даже в своей квартире. 6. Так же легко, как и запахи, я ощущаю и различаю различ- ного рода стук или шум передвигаемой мебели. Все эти движения передаются мне через вибрации пола. Однажды я занималась с Г. в столовой, где стоят два больших деревянных календаря, при- способленных для наших детей так, чтобы можно было поворачи- вать календарь на любую сторону. Когда календарь поворачивают, он производит стук. Одна из сотрудниц работала у календаря в то время, когда я занималась. Ощущая стук, который меня раздра- жал и мешал мне сосредоточиться, я не сразу поняла, что стучали календарем, и спросила у Г.: - Кто стучит? - Я никакого стука не слышу,- отвечала она. Ее ответ меня очень удивил. Я была уверена, что если я ощу- щаю стук через вибрации пола, то Г. должна была услышать его раньше меня. Но у календаря продолжали стучать, и я не могла как следует сосредоточиться на том, что мне читала Г. Я выждала время, когда стук повторился несколько раз, и спросила: - Неужели вы и теперь не слышите? Г. ответила мне: - Слышу. Это стучат календарем, но мне этот стук но меша- ет, и я не обратила на него внимания. Я тогда подумала, что зрячие и слышащие настолько привы- кают к различному шуму и стуку, что часто сами впадают в за- блуждение, когда уверяют меня, что они ничего не слышат или не видят. 91 7. Было бы ошибочно думать, что обонятельные, осязательные и другие ощущения доступны слепоглухому, а также и мне только в те часы, когда мы бодрствуем, а во время сна теряем всякую чувствительность. Из своей личной жизни я знаю, что сильные запахи или сильный стук в пол часто будят меня. Приведу пример. Однажды всю ночь меня беспокоил какой-то стук, я часто про- сыпалась, но никак не могла понять, что бы это значило. Иногда мне казалось, что меня будят чьи-то шаги в моей комнате. Утром я обратилась к дежурной с вопросом: - Кто это стучал всю ночь? - Это ссыпали уголь в кочегарку,- ответила дежурная. - А вы приходили в мою комнату? - Да, я из твоего окна наблюдала за рабочими. 8. А. В., зная, как легко я чувствую различное движение в комнате, придумала будить меня таким способом: когда она идет к окну открывать ставни, она свои шаги делает намеренно гром- кими, от чего вибрации пола становятся более ощутительными. Я немедленно просыпаюсь, когда чувствую ее шаги. Тогда А. В. подходит ко мне и говорит, что уже пора вставать. Иногда слу- чается и так, что я почувствую ее шаги, но еще не успею про- снуться. Чтобы окончательно разбудить меня, А. В. приходится положить свою руку на мое плечо. Чувствуя ее руку, я совсем про- сыпаюсь. 9. Однажды я сидела у окна своей комнаты. Я ожидала педа- гога, который со мной читает. Вдруг я почувствовала чьи-то шаги в комнате. Я поняла, что это шел не педагог. Но вчувствовавшись внимательно, я почувствовала шаги своей подруги. Я не ошиблась: это была она, но я ее в это время не ждала, и сама невольно уди- вилась тому, что я узнала ее в такое время, когда ожидала другого человека. 10. Несколько дней тому назад я сидела с Ч. в кабине. Мы читали книгу, но меня все время отвлекал какой-то стук. Я поло- жила руку на стол и тотчас узнала, что кто-то печатает на брай- левской машинке. Я спросила об этом Ч. Она ответила: - Это печатает П. - Как он медленно печатает,- заметила я. - Вы разве чувствуете это? - спросила Ч. - Да, я хорошо чувствую каждый удар клавиш. 11. Я занималась с Е. А. в своей комнате. Рядом с моей ком- натой находится детская комната игр. Мне очень мешала Мария, когда она бегала по комнате. Е. А. пришлось идти в комнату игр, чтобы остановить Марию. 12. Сегодня я читала с Ч. в моей комнате. Так же, как и вчера, 92 Мария своей беготней метала мне сосредоточиться. Я об этом сказала Ч. Она ответила: - Ведь Мария не очень громко стучит. - Может быть, но мне через пол передаются вибрации очень ясно. Я сразу почувствовала, когда вы вошли в мою комнату. 13. Яне только чувствую, когда проходят по комнате, но могу даже по вибрации определить, чем производится тот или иной стук. Так, например, сегодня я читала в моей комнате. В комнате игр Мария катала шар на каталке. Лишь только я ощутила виб- рации, я тотчас определила, что Мария катает шар. Я сказала об этом Ч. <Вы изумительно хорошо все воспринимаете>,- сказала она. 14. Если я вхожу в незнакомое мне помещение, я сразу уз- наю, какой пол или лестница в этом помещении. Так, если лест- ница деревянная, я ощущаю как бы более длительный стук от своих шагов, а если она цементная, мне кажется, что стук от моих шагов короче. Когда я пришла первый раз в Институт экс- периментальной медицины, я сразу почувствовала, что в том зале, где мы сидели на собрании, пол не деревянный, а такой же, как лестница. 15. Сегодня я читала с Ц. Во время чтения я обычно ставлю ноги на перекладину стула, чтобы мне удобнее было держать руку. В такой же позе я сидела и сегодня. Ц. немного повернулся, и его стул заскрипел. Я тотчас ощутила этот скрип и от неожиданности сильно вздрогнула и даже выпустила руку Ц. Он не мог понять, что со мной случилось. Когда же я ему объяснила, в чем дело, он сказал: <Да, я повернулся, и стул немного заскрипел>. 16. Мне пришлось несколько раз плыть по Днепру на паро- ходе. Это было летом, и я все время находилась на палубе. Я очень хорошо чувствовала движение парохода, а работа машины напо- минала мне биение большого сердца, которое находится как бы под палубой. Такое впечатление у меня было оттого, что палуба хорошо передавала мне те вибрации, которые сообщались ей от работающей машины. 17. Я думаю, что среди зрячих немного найдется таких, ко- торые поверят, что слепоглухой может <слушать> пение и музыку. А между тем слепоглухой очень хорошо ощущает звук голоса и игру на музыкальном инструменте и может получить большое удо- вольствие. Конечно, <слушает> слепоглухой не ушами, а руками. Мне очень нравится класть руки на рояль или на какой-нибудь -инструмент в то время, когда па нем играют. Также я люблю дер- жать руку у горла поющего или говорящего. Нередко я опреде- ляю голос того, кого я слушаю. Приведу пример. Однажды в моем .присутствии разговаривали между собой Л. И. и Ч. Голос Л. И. я 93 слушала уже много раз, и мне нравится ее голос. Голос Ч. я ни- когда еще не слушала, поэтому поинтересовалась ее голосом. Сна- чала я положила свою руку на горло Л. И. и затем на горло Ч. Я ощутила, что у Ч. голос немного ниже, чем у Л. И.; вместе с отим я почувствовала, что у Ч. приятный тембр голоса. Я спросила у Л. И., правда ли, что у Ч. голос ниже, чем у нее. Л. И. отве- тила мне: - Нет, по-моему, не ниже, а просто она говорила сейчас громче, чем всегда. Но мне все-таки казалось, что у Ч. голос ниже, и я решила спросить об этом мою подругу Н., которая обладает хорошим му- зыкальным слухом. На следующий день я познакомила Н. с Ч. и попросила ее обратить внимание на голос. Поговорив с нею, Н. сказала мне: - Да, у нее голос немного ниже, чем у Л. И. Только у нее совсем другой тембр голоса, и поэтому не сразу можно определить, у кого из них ниже, но ты все-таки не ошиблась. 18. Благодаря тому что я рукой могу ощущать голос, если держу руку у горла говорящего, я часто кладу руку на свое горло в то время, когда говорю с кем-нибудь. Делаю я это потому, что, чувствуя свой голос, я могу им до некоторой степени управлять: говорить ниже или выше, тише или громче, резче или мягче. Если это мое признание покажется кому-нибудь странным или смеш- ным, то это будет весьма неправильно, ибо моя рука ощущает мой голос почти так же, как если бы я могла ухом слышать свой голос. Я думаю, что было бы очень неплохо, если бы все глухонемые держали руку у своего горла в то время, когда они говорят. Их речь в таких случаях была бы гораздо приятнее и яснее. Если я знакомлюсь с новым человеком, я часто прибегаю к такому спо- собу управлять своим голосом. 19. Если я рукой ощущаю тембр голоса, то из этого ясно, что я могу определить, конечно, может быть, не всегда, у кого бы- вает более симпатичный голос, а у кого он менее симпатичен. Так, например, недавно я слушала голос у Р. Л. в присутствии Н. Я еще не была знакома с голосом Р. Л. Послушав ее голос не более одной минуты, я сказала Н.: <Мне кажется., что у Р. Л. не осо- бенно симпатичный голос. Мне гораздо больше нравится голос у Ч.>. Н. ответила: <Да, у Р. Л. самый обыкновенный голос, и ты верно определила: у Ч. действительно приятный голос>. 20. Одно лето я уезжала на отдых в Одессу с А. И. Она болела малярией, поэтому часто уходила в клинику, а я оставалась одна или в саду, или в комнате. Однажды у меня сильно разболелась голова от солнца, и я пошла в комнату, чтобы немного полежать. Закрыть дверь на ключ я не могла, так как я не услышала бы, если бы А. И. стучала, Я придумала следующее: я подставила к двери стул и на него поставила еще скамеечку. Если в комнату войдет кто-нибудь, то я сразу почувствую, потому что скамеечка упадет на пол. Устроившись таким образом, я начала было засы- пать, как вдруг почувст-вовала, что стул и скамеечка с грохотом повалились на пол и вслед за этим по комнате затопало несколь- ко пар ног. Я вскочила с кровати и испуганно спросила: <Кто это?> Ко мне подошли девочки из того института, в котором мы жили, и сказали, что ко мне пришли товарищи. Когда я начала го- ворить с товарищами, они мне рассказали, что, ничего не подозре- вая, они смело открыли дверь и были крайне удивлены тем, что на пол стали падать стулья. 21. Я занималась в своей комнате. Я готовила урок по какому- то предмету и была очень сосредоточена. В комнату зашла А. Г. мыть пол. Она так сильно затопала ногами, что я от неожиданно- сти ужасно испугалась; кажется, что, если бы она еще раз топ- нула, у меня могла бы закружиться голова. На меня вообще очень неприятно действуют неожиданные и резкие прикосновения и ка- кой-нибудь сильный стук. 22. Я читала с Ч. Вдруг я почувствовала чьи-то шаги и от не- ожиданности вздрогнула. Ч. сказала: <Это в соседнюю кабину зашел X.>. 23. Временно мы с А. И. читаем в детской комнате игр, чтобы ей удобнее было наблюдать за детьми. Мария все время бегает по комнате или катает шары по каталке и производит ужасный стук. В такой обстановке мне очень трудно воспринимать то, что чи- тает А. И. Приходится напрягать все внимание, чтобы не пропу- стить чего-нибудь. И все-таки то одно, то другое слово я не пойму. Я пишу это и уверена, что очень немногие из зрячих и слыша- щих поверят в то, что мне, глухой, так же, как и им, трудно зани- маться, если вокруг происходит всякая возня. Но факт остается фактом! 24. Обычно, когда я с Ч. читаю в кабине, там занимается Ц. Иногда он печатает на машинке, а если встает со стула, то произ- водит движение. По этим признакам я уже знаю, что он нах.одится в кабине. Но один раз, когда мы читали с Ч., я не чувствовала ни- какого движения и подумала, что Ц. нет в кабине. Когда мы за- кончили читать, я спросила у Ч.: <А где же Ц.?> - <Его нет, он совсем не был сегодня>. Значит, я не ошиблась. Мне так и казалось, что его нет, по- тому что никто здесь не производил движения. 25. Однажды, когда я зашла в свою комнату, мне показалось, что у меня в комнате кто-то есть (я чувствовала чьи-то шаги). Я остановилась, чтобы лучше вчувствоваться. Ко мне подошел X. и сказал: <Это я зашел посмотреть>. 26. Я печатала на машинке, а ко мне в комнату зашел X. Я его почувствовала по шагам, но продолжала печатать и даже пе сразу остановилась и тогда, когда он прикоснулся к моему пле- чу. Я хотела дописать строчку, дописала и повернулась к нему. 27. Если я нахожусь близко возле рояля, я очень хорошо чув- ствую звуки не только тогда, когда держу руку на крышке рояля, но даже и тогда, когда снимаю руку с рояля. В этом нет ничего странного: ведь вибрации звука сообщаются всему инструменту, а так как инструмент стоит на полу, то вибрации передаются че- рез пол, и я ногами ощущаю их, особенно если играющий берет сильные аккорды. Однажды я была у своей подруги Н. Она села играть на пианино, а я лежала на диване, который стоял рядом с пианино. Я не заметила, как уснула, по вдруг меня разбудили сильные вибрации звуков. Н. играла какую-то вещь, которая со- стояла из сильных аккордов. Я лежала на диване, и мне казалось, что внутри дивана находится музыкальный инструмент, похожий на пианино,- так сильно мне передавались вибрации звуков. 28. Один раз я была в Красном уголке слепых на каком-то док- ладе. Когда докладчик окончил говорить, духовой оркестр заиграл <Интернационал>. Конечно, мне подруга сказала о том, что иг- рают <Интернационал>, но я сама настолько хорошо чувствовала вибрации через пол и скамейку, что могла совершенно верно де- лать движения рукой в такт музыке. Я держала руку подруги и делала движения. Подруга сказала, что я не сделала ни одной ошибки. 29. У меня был товарищ, который играл на кларнете. Один раз, когда он играл в оркестре, я сидела рядом с ним. Я не помню, какую вещь тогда играли, но помню хорошо, что товарищ держал меня за руку, а я делала движения в такт музыке. Когда кон- чили играть, я спросила товарища: - Как, по-твоему, я правильно делала движения? Он ответил: - Совершенно правильно. 30. Я печатала на машинке в своей комнате. В комнату кто-то зашел (я почувствовала шаги), но не подошел ко мне. Я спросила: - Кто это? Тогда подошла А. Н. и сказала: - Это я с завхозом. . 31. Если я держу кого-нибудь за руку, я чувствую, когда он кашляет или смеется. А. И. очень кашляет, и во время чтения я часто прошу ее поменьше кашлять: <У вас такой нехороший ка- шель, что он на меня действует так, словно я сама кашляю>. 32. Однажды я разговаривала с X. Мне показалось, что он каш- ляет. <Вы кашляете?> - спросила я.- <Да>. 33. Я была с Н. в Красном уголке слепых. Там читали газету, и Н. передавала мне ее содержание. Вдруг я почувствовала, что Н. смеется. <Почему ты смеешься?> - <Потому что Аня уже чет- вертый раз встает пить воду>. 34. Когда-то я читала с Л. И. Я не знала, чо ей что-то рас- сказывает П. А., поэтому удивилась, когда почувствовала, что Л. И. смеется. Я очень сосредоточенно слушала чтение, и мне не понравилось, что Л. И. начала смеяться. Я спросила ее с неудо- вольствием: <Почему вы смеетесь? Ведь сейчас ничего смешного в книге нет>.- <Меня рассмешила П. А.>,- ответила Л. И. 35. Я читала с Ч. Кто-то зашел в кабину. Я вздрогнула, когда почувствовала шаги. Ч. сказала: <Сюда зашел рабочий, он смот- рит отопление>. 36. У меня были подруга с товарищем. Она передавала мне один его вопрос, и в то время, когда она мне говорила, я почувст- вовала, что она засмеялась. <Почему ты смеешься?> - спросила я. Подруга объяснила. 37. Я сидела в своей комнате с Н., а дети гуляли во дворе. Когда они вернулись с прогулки и пришли в комнату игр, я сразу это почувствовала по их беготне, по стуку стульев и по катанью шаров на каталке. Я спросила Н.: <Дети уже пришли?> - <Да>. 38. Один раз я уезжала на несколько дней в Киев. Когда я вернулась в Харьков, я была очень усталая после дороги и сразу, как только приняла ванну, легла спать. Я крепко уснула, но все- таки чувствовала сквозь сон, как дети играли в комнате игр. Ко- гда я проснулась, в комнате игр было тихо. Я подумала, что, мо- жет быть, дети ушли ужинать. Я стала ждать, но ничто не нару- шало тишину. Я встала и пошла в другую комнату посмотреть на часы. Часы показывали половину 12-го ночи. Дети уже давно спали, поэтому и в комнате игр было тихо. 39. Как-то я была в комнате игр. Варвара и Антон играли в настольный крокет на большом столе, а я находилась на некото- ром расстоянии от стола и сидела за маленьким столиком, где писала Л. И. Хотя я и не находилась возле стола, где играли дети, я все же чувствовала, когда катились шары. Чтобы проверить себя, я спросила у Л. И.: <Это шары катятся?> - <Да>,-отвечала она. 40. Однажды Ф. А. печатала на машинке, а я сидела за дру- гим столом на таком расстоянии, что даже пе могла достать рукой до того стола, за которым сидела Ф. А. Но я чувствовала, как она печатала на машинке. - Вы медленно печатаете,- сказала я. Ф. А. подошл.а ко мне и спросила: 97 - Откуда ты знаешь? - Я чувствую через пол, как вы печатаете. - Да, я не особенно быстро печатаю. 41. Я читала с В. М. в своей комнате и вдруг (по шагам) по- чувствовала, что кто-то только что вошел в комнату. В. М. еще не успела остановить чтение, а я уже повернулась к двери. Тогда В. М. сказала: <Пришла А. И.>. 42. Я читала с Ч. в третьей кабине. Вдруг я почувствовала сильные вибрации пола. От неожиданности я вздрогнула. Ч. ска- зала: - Там пришла Е. А. с дворником. - Где они? - Они в первой кабине что-то делают. Мы продолжали читать, но вот опять что-то словно упало на пол, и я опять вздрогнула. - Это упал какой-то ящик,- сказала мне Ч. Когда я увидела Е. А., я спросила ее: - Что вы делали в первой кабине? - Мы ссыпали продукты. - Вы там так возились, что я все время пугалась, хотя была не так близко от вас. 43. Я читала с В. М. и почувствовала (по шагам), что кто-то зашел ко мне в комнату. Я повернулась к двери. Это была Е. А. 44. Мне нужна была Л. И., но я ее еще не звала, а пошла сна- чала в столовую напиться воды. Когда я пила воду, я по шагам узнала, что Л. И. проходит мимо меня. Я позвала ее. Она подо- шла ко мне. 45. В то время когда я читала с Л. И. в своей комнате, дети шли гулять. Из буфетной комнаты в мою комнату передавались вибрации от их шагов. Я несколько раз вздрогнула. Л. И. гово- рила: <Это пошла Мария. А сейчас пошла Варвара>. 46. Когда я пила чай, я почувствовала сильные вибрации от какого-то стука. Я не могла точно определить, где стучат, но стук ощущался совсем близко. Я позвала А. И. и спросила: - Кто это стучит? - Когда? - А вот сейчас. - Это стучат внизу в кочегарке. - А кажется, как будто бы здесь, в столовой. 47. Я сидела на диване в столовой и почувствовала, что Мария возвращается из умывальной. Стол уже был накрыт к завтраку, и Мария пошла садиться на свое место. Я почув- ствовала, когда она отодвигала стул, и тоже пошла и села за стол. 98 48. Я читала с А. И. в комнате игр. Мария сильно стучала. <Кто это стучит?>- <Мария шар бросает на пол>,- сказала А. И. 49. Я печатала на машинке и почувствовала по шагам, что кто-то вошел в мою комнату. Я повернулась, ко мне подошла Е. 50. Я зашла в спальню и почувствовала, что кто-то подвинул стул. Я остановилась. Ко мне подошла Л. IJ. <Кто это подвинул стул?> - спросила я. <В. М.>. 51. Одно время X. долго был в командировке. Но вот в один прекрасный день, когда я работала в столовой, я почувствовала шаги X. Я перестала работать. Я чувствовала, что X. пошел сна- чала в комнату игр, а потом направился ко мне. Я повернулась ему навстречу и улыбнулась, так как была уверена, что это был X. 52. Как-то я с А. И. читала в своей комнате. Я почувствовала какой-то стук. - Где это стучат? - спросила я. А. И. стала вслушиваться. - Мне кажется, что стучат наверху,- сказала А. И. - Кто же может наверху у нас так стучать? - Это не у нас, а в школе. - Не может быть. Ведь над моей комнатой второй этаж, а не третий. Мне, например, кажется, что это дети стучат в комнате игр. - А по-моему, нет. - Послушайте лучше... Вот сейчас... А. И. еще послушала и сказала: - Да, это в комнате игр стучат дети. 53. Я была на отдыхе в Одессе со своей подругой Б. Мы уже собирались уезжать, поэтому однажды утром Б. ушла за билетами, а я осталась одна. Дверь в нашей комнате плохо закрывалась, а в коридоре окна были открыты, и сквозняк все время открывал дверь, мне же нужно было переодеваться. Я решила пододвинуть к двери большое кресло. И вот, когда я уже надевала платье, я почувствовала, что двигается кресло. Я сказала громко: - Нельзя! А когда совсем надела платье, подошла к двери; за дверью стоял профессор того института, в котором мы жили. - Это я хотел зайти к вам в комнату. Мне нужна ваша под- руга,- написал профессор на моей руке. - Она еще не пришла со станции, а я как раз переодевалась, поэтому просила вас подождать. 54. Я сидела ужинала и почувствовала по шагам, что мимо меня проходит Л. И. с Марией. Я сказала нарочно: - Привет вам! Подошла Л. И. - Кому привет? 99 - Вам и Марии. 55. Я стояла возле тумбочки и резала бумагу. Я почувствовала чьи-то шаги и узнала, что это идет X. Я протянула к нему руку. Он подошел ко мне и начал что-то говорить. 56. Я часто пью воду натощак. Один раз я пошла в столовую и подошла к столику, где стоит графин с водой. Я взяла графин и уже хотела наливать в чашку воду, но вдруг почувствовала по движению стульев, что дети садятся уже пить чай. Я поставила графин на прежнее место, не палив себе воды. Ко мне подошла А. И. и сказала, чтобы я садилась пить чай. 57. Я была нездорова, поэтому лежала в постели. Я уснула днем. Вдруг меня разбудили какие-то легкие толчки в кровать. Когда я совсем проснулась, то узнала, что уборщица моет пол в комнате и поэтому несколько раз толкнула кровать. . 58. Как-то я себя плохо чувствовала и легла спать раньше, чем дети кончили играть. Но уснуть я не могла. Дети играли в ком- нате игр в кегли, а так как шары катились по полу, то получался стук, который it мешал мне спать. Я уснула только тогда, когда дети кончили играть. 59. А. В. дежурила целый день и должна была ночевать. Ве- чером, когда она уложила детей спать, она сказала мне: - Я еще должна сбегать к себе на квартиру, чтобы уложить свою девочку, а ключа от двери нет. Я не знаю, как пройти в от- деление, если я выйду. Подумав, она попросила: - Посиди, пожалуйста, на окне в комнате игр. Я вылезу в окно, а ты закроешь и подождешь меня. Когда я приду, я три раза постучу в стекло. Мы так и сделали. Я хорошенько закрыла окно после того, как А. В. вылезла, и ждала ее. Через несколько минут я почувство- вала три стука в окно, на котором я держала руку. Я немного при- открыла окно, чтобы можно было просунуть руку, и спросила: - Это вы? А. В. ответила мне дактилологией: - Да, я- 60. Я ходила к Е. А. Когда я подошла к двери квартиры и по- стучала в дверь, мне показалось, что кто-то подошел к двери, по- тому что дверь слегка дернулась. Я сказала: - Это я. Мне открыла дверь Е. А. и спросила: - А откуда ты знаешь, что я спросила, кто здесь? - Вы, вероятно, взялись за ручку двери, дверь дернулась, и я узнала, что кто-то подошел к двери, поэтому и сказала, что это я. 100 61. Когда моя подруга Н.еще училась в школе слепых, я ино- гда гуляла с нею в их саду часов до II вечера. Некоторые из на- ших ночных воспитательниц боялись мне открывать двери так поздно, так как в соседнем школьном коридоре было темно, а я их не могла услышать, когда они спрашивали, кто звонит. Я по- советовала им делать так: когда на мой звонок они подойдут к двери, то они должны слегка дернуть дверь, а я должна была от- вечать, что пришла я. Так мы и делали. м 62. Как-то А. И. попросила меня погулять с Марией в саду. Я уже была одета, а Маруся еще нет. - Ты иди пока, я приведу к тебе Марусю. Я ушла в сад и минут 10 ждала Марусю. Я несколько раз под- ходила к тамбуру, чтобы почувствовать, когда будет идти Маруся, но ее все не было. Когда, наконец, я еще раз подошла к тамбуру и взялась за ручку двери, то почувствовала шаги в тамбуре. Я от- крыла дверь - мне навстречу вышла Маруся. 63. У меня была Н., но она на минутку вышла из комнаты. Я сидела на диване и почувствовала, что кто-то идет. Я удивилась тому, что походка совсем не такая. Ко мне подошел наш стар- ший А., который ходил и искал меня. 64. Я занималась с Е. А. в своей комнате. В комнате игр дети сильно стучали шарами, и я не всегда разбирала то, что мне чи- тала Е. А. Я начала нервничать и при каждом новом стуке вздра- гивала. - Не обращай внимания,- сказала Е. А. - Я и так стараюсь не обращать внимания, но мне каждый стук передается и раздражает меня. 65. Я сидела в парикмахерской и вдруг почувствовала, что по улице проехал автомобиль. Я вздрогнула. - Чего ты испугалась? - спросила М. Е. - Я почувствовала, что проехал автомобиль, и от неожидан- ности вздрогнула. - А как ты узнала, что это автомобиль? - Я почувствовала сотрясение пола и запах бензина. - Да, это автомобиль проехал. 66. Одно время я с А. И. перепечатывала зрячие книги на шрифт Брайля. Эта работа была в порядке социалистического соревно- вания. Мы начинали работать в 7 часов утра. Приходилось вставать раньше. Иногда мы обе бывали совсем сонные и в таких случаях обвиняли друг друга в чем-нибудь. А. И. обвиняла меня в том, что я плохо понимаю, что она мне диктует, а я. ее в том, что она засы- пает над книгой и плохо мне диктует. На этой почве у нас иногда выходили смешные конфликты. Однажды А. И. особенно плохо диктовала, а мне ведь нужно было не только понять то, что она продиктует, но еще и напечатать. - Ты сегодня плохо воспринимаешь. - Нет, я очень хорошо воспринимаю, а вы еле-еле пальцами двигаете. А. И. рассердилась, я тоже. Я очень быстро печатала на ма- шинке, но когда рассердилась, еще быстрее начала печатать. Вдруг А. И. услышала, а я почувствовала, словно что-то взорвалось или кто-нибудь выстрелил. Мы одновременно вздрогнули и крепко сжали друг другу руки. Несколько минут мы сидели в оцепенении. Одна моя рука лежала на столе, и я чувствовала какое-то гудение. Я первая пришла в себя и поняла, что случилось. - Да ведь это лопнула струна на машинке. Смотрите, колесо до сих пор вертится, как сумасшедшее,- сказала я. - А я сразу не сообразила, что это с машинкой что-нибудь случилось. Я подумала, что произошел какой-нибудь взрыв у Ан- тона в-комнате,- отвечала А. И. Мы, конечно, искренно посмеялись над своим испугом, вооб- ражая, что у нас на лицах, наверное, было такое же выражение испуга, как у гоголевского городничего и чиновников, когда им объявили, что приехал настоящий ревизор. 67. Я читала с Ч. К нам подошла Е. А. и начала что-то расска- зывать Ч. Я в это время отдыхала, но Ч. держала меня за руку. Вдруг я почувствовала, что она смеется. <Что такое?> - спроси- ла я. Ч. объяснила, почему она смеялась. 68. Когда я читала с Ч" я почувствовала чьи-то шаги, а затем движение воздуха. Когда я уже ощутила движение воздуха, Ч. сказала: <Зашел X.>. Значит, я почувствовала шаги X. еще тогда, когда он еще не вошел в кабину, а только подходил к двери. 69. Когда-то я сидела, читала за столом в библиотеке и вдруг почувствовала сильные вибрации от какого-то гудения. Я сначала не знала, что это значит, но потом сообразила, что X. проверяет прибор. Прибор приводился в движение электрическим током и производил шум. Я сидела далеко, совсем на другом конце комна- ты от того места, где находился прибор, и, несмотря на это, очень хорошо чувствовала его шум. X. работал в течение нескольких часов. Я раза два или три выходила из библиотеки и, когда снова возвращалась туда, чувствовала, что прибор все еще шумит. Я за- держалась в библиотеке до II часов вечера и ушла спать, не дож- давшись, когда прибор затихнет. 70. В один летний вечер я вышла в сад. Уже было начало 11-го. Я села на скамейку, которая стояла под забором, и опер- лась спиной о забор. Прошло минут 10. Вдруг я почувствовала, что забор сильно пошатнулся, а затем я ощутила какие-то толчки 102 в забор, словно на него кто-нибудь лез, и не один. Кроме меня, в саду никого не было, поэтому я испугалась. Я сорвалась с места и в один миг была в комнате. Я заперла дверь и тогда только успо- коилась. Очевидно, кто-нибудь из соседнего двора хотел заглянуть к нам в сад, а так как забор высокий, то ему пришлось лезть на забор. 71. Однажды на курорте, будучи не совсем здоровой, я оста- лась дома, а Б. ушла к морю одна. Я писала. Дверь я не заперла и даже не поставила к ней стул, так как знала, что никто чужой не может войти. Вскоре после того, как ушла Б., я почувствовала чьи-то шаги в комнате. Шаги были не Б., а незнакомого человека. Я спросила: - Кто пришел? Ко мне подошел профессор Т. - Это зашел я с товарищами. Они смотрят институт, и мы зашли в вашу комнату. Как вы узнали, что мы пришли? - Я почувствовала, что кто-то ходит по комнате, и спросила. 72. Я печатала на машинке в своей комнате. Кто-то зашел. Я повернулась. Ко мне подошла Ч. - Я только открыла дверь, а вы уже и поворачиваетесь,- ска- зала она. - Потому что я почувствовала, что кто-то вошел. 73. Я плохо себя чувствовала и лежала в постели. Я немножко задремала, но вдруг почувствовала слабый толчок в кровать. Я спросила: <Кто?> Мою руку взяла Н., которая только что пришла. 74. Я читала с Ч. в кабине. Мне показалось, что что-то упало на пол. Я вздрогнула. <Это Ц. уронил книгу, и она упала на пол>,- сказала Ч. 75. Как-то я была в лаборатории и слушала прибор, который передавал концерт. Когда я положила руку на рупор, я узнала, что играет рояль. Я положила руку на другой прибор и одновре- менно слушала без рупора, Я узнала по вибрациям, что оба рупо- ра передают одну и ту же вещь, исполняемую на рояле. 76. Я читала с Ч. и почувствовала по шагам, что кто-то идет в кабину. Когда я уже почувствовала движение воздуха, Ч. ска- зала: <Пришла А. Г. Как вы ее почувствовали, ведь ода так тихо зашла, что даже я не услышала, что она идет?> 77. Я читала с Ч. и почувствовала шаги совсем близко. Ч. за- метила, что я что-то ощущаю, и сказала: <Это в лаборатории к сто- лу подошел X.>. 78. Как-то утром я сидела в своей комнате. Сначала я чувство- вала, как дети возились в комнате игр, а потом там стало тихо. Я подумала, что дети уже пошли пить чай, и вышла в столовую. 103 Все дети сидели за столом. А. И. сказала: <Я слежу за ТТ., и мне некогда было позвать>. 79. Как-то я стояла с Ч. в столовой и вдруг почувствовала шаги Л. И. Я удивилась, так как Л. И. была в отпуске, а я не знала, что она пришла. Я повернулась в ту сторону, откуда чувствовала шаги. Л. И. подошла ко мне. <Почему вы пришли?> -поинтере- совалась я. <Я пришла на розыгрыш с детьми>. 80. Как-то я сидела на диване в столовой и по шагам узнала Р. Л. Я подумала, что это мне только кажется, так как с утра де- журила А. В. Но я не ошиблась: Р. Л. действительно пришла и сменила А. В. 81. Я зашла в комнату игр. Мария и Петя катали шары по каталке. Я села на стул за столом. Я чувствовала, как катались шары. Но вот стало тихо. Я подошла к каталке, чтобы узнать, по- чему дети перестали играть. Когда я подошла к каталке, Мария и Петя стояли на ней. 82. Однажды я легла спать раньше обыкновенного, так как у меня болела голова. Но мне нужен был X., и я просила через дежурную, чтобы он зашел ко мне. Я уже начала засыпать, как вдруг почувствовала шаги X. Я сразу открыла глаза и протянула руку. X. подошел ко мне. 83. Если кто-нибудь из слышащих думает, что для слепоглухих безразлично, какая будет походка у тех людей, которые его окру- жают, он ошибается. Меня лично походка некоторых людей разд- ражает. Так, например, я часто читаю в столовой. А. Н. много раз проходит по столовой, и его походка очень раздражает меня. Я не знаю, какой звук получается от его походки на слух, но для меня, как для ощущающей иным способом разные звуки и стук, кажет- ся, что А. Н. ходит не на двух ногах, а на четырех, причем две сту- пают тише, а две громче. Походка А. Н. особенно сильно раздра- жает меня, когда я бываю в нервном состоянии. В таких случаях мне хочется попросить А. Н. выйти из комнаты. А это потому так кажется, что он не зашнуровывает ботинки и пристукивает каб- луками. 84. Когда-то я сидела в своей комнате. Ко мне зашла Р. Г. Я заметила, что у нее немного изменилась походка. - Вы надели другие туфли? - Да, я сегодня в других туфлях. - И наверное, па высоких каблуках, потому что очень стучите. Я осмотрела туфли Р. Г.: каблуки действительно были очень высокие. С этого дня я без раздражения не могу чувствовать по- ходку Р. Г. Когда Л. И. надела новые туфли на высоких каблуках, то ее походка раздражала меня так же, как и походка Р. Г. 85. Как-то я стояла возле телефона с дежурной и почувство- 104 вала (по шагам), что в буфетной комнате прошел А. Н. Я в это время была совершенно спокойна, но походка А. Н. вызвала во мне дрожь. 86. Я была в кабинете аспирантов и почувствовало сильное сотрясение пола, как бы от сильного толчка. Я вздрогнула. - Что такое? - спросила Ч. - Я почувствовала сильное сотрясение пола и поэтому вздрог- нула. - Сюда никто не приходил, а внизу громко хлопнули дверью. 87. Я занималась с Е. А.: я печатала на машинке, а Е. А. дик- товала мне. Лист бумаги, на котором я печатала, был узкий и не закрывал всю строку. Я немного отвлеклась и не проследила за тем, чтобы остановить машинку, когда кончится бумага. Но я по стуку машинки почувствовала, что бумага уже кончилась и что я несколько раз ударила по пустому месту. 88. Один раз я пошла в лабораторию, где я обычно читала с аспирантами. Когда я была уже в дверях кабины, то почувство- вала, что возле стола кто-то подвинул стул. Я подумала: <Вероят- но, Ц. отодвигает для меня стул>. Я подошла к столу, Ц. подал мне руку и сказал, что он уже поставил для меня стул. 89. Был такси случай: я читала с Ч. и вдруг ощутила очень сильные вибрации пола, как будто бы весь дом содрогнулся. Я испуганно вздрогнула. - Что с вами? - удивилась Ч. - Разно вы ничего не слыхали? - Нет, а что? - Я почувствовала очень сильное сотрясение и даже испуга- лась. - Я ничего не слышала. Может быть, где-нибудь далеко стук- нули или что-нибудь упало. - А вы не чувствовали сотрясения пола? - Нет. Так мы и не узнали, отчего произошла такая: сильная вибра- ция пола. 90. 21 января я была на траурном вечере в УИЭМе. Я сидела во втором ряду от эстрады. Когда объявили, что собрание открыто, кто-то начал исполнять ни рояле траурный марш Шопена. Мы все встали. Я держала в руке свой фетровый берет, и при первых же звуках рояля я почувствовала, что через мой берет передаются звуки, и настолько хорошо, что даже Л. И. и Н. это почувствовали, когда я их руки положила на берет. В продолжение всего вечера я держала берет в руках и чувствовала, когда начинали играть на рояле. Если я клала берет на колени и снимала с него руки, я зна- 111 чительно хуже чувствовала звуки. Высоких и тихих звуков я через берет не ощущала, а только более низкие, причем звуки не сливались в одну сплошную вибрацию, а передавались соответст- венно исполняемой на рояле вещи: тише или громче, быстрее или медленнее играли, и я то же самое чувствовала через берет. 91. Я читала в комнате игр с Р. Г., а Маруся очень стучала своими игрушками, я ничего не понимала из того, что мне читала Р. Г., тем более что она читала плохо. Мне пришлось уйти из ком- наты игр в столовую, чтобы М. не мешала мне воспринимать чтение. 92. Вечером я сидела в столовой на диване и читала. По поход- ке я узнала, что уже пришла на дежурство Р. Л" и, желая прове- рить, не ошиблась ли я, позвала ее в то время, когда она проходила мимо меня. 93. Однажды в моей комнате кто-то открыл окно. Я закрыла его, потому что было холодно, и ушла в столовую. По шагам я узнала, что мимо меня проходит уборщица, я позвала ее и спро- сила: <Это вы открыли окно?>. Уборщица утвердительно помаха- ла рукой. 94. Я сидела в комнате возле двери, которая выходила на бал- кон. Это было зимой. Меня окружало много слышащих детей. Мне казалось, что они чего-то ждут, поэтому и я сидела спокойно и была сосредоточена. Вдруг я почувствовала, что балконная дверь и балкон начали сотрясаться. Я вскрикнула, а дети сразу подбе- жали к балконной двери. Впоследствии я узнала, что сотрясение пола произошло от пу- шечных выстрелов, которыми салютовали во время похорон В. И. Ленина. Окружающие меня дети это заметили только после того, когда я вскрикнула. Получилось так, что я первая почувство- вала сотрясение. Но дети этого не поняли и подумали, что я услы- шала салют. Они перестали верить тому, что я не слышу. Долго после этого случая дети бегали за мной и кричали что-нибудь по моему адресу, чтобы узнать, буду ли я слышать. Конечно, я ничего не слышала и сохраняла полное спокойствие. Это убедило детей в том, что я действительно их не слышу. 95. А. В. шла гулять с детьми на улицу и попросила меня от- крыть им дверь в семь часов. - Но ведь я буду в комнате и не почувствую, когда вы будете стучать в парадное. - Я тебе объясню, как сделать: в семь часов ты зажги свет в канцелярии и выйди в вестибюль к двери. Ровно в семь часов я пошла в канцелярию, зажгла свет и вышла в вестибюль. Я положила руку на ручку двери и ждала стука. Про- шло минуты две. Наконец я почувствовала, что в дверь тихо посту- чали. Я немного приоткрыла дверь и взяла за руку А. В., я ее узна- ла и после этого уже совсем распахнула дверь. 96. Ночью меня разбудил какой-то стук. Я подумала, что уже утро и в комнате убирают, поэтому и стучат. Но, когда я встала и посмотрела на часы, было только четыре часа утра. Очевидно, в ко- чегарке стучал истопник, и этот стук передался в мою комнату. Я больше не могла уснуть. Утром я спросила дежурную, не слыха- ла ли она какого-нибудь стука. <Нет, но я тоже думаю, что стучали в кочегарке>. (Моя комната находилась над кочегаркой.) 97. Как-то вечером я пошла в нашу библиотеку, чтобы взять себе книгу. Я закрыла за собой дверь на английский замок и начала искать книгу. Но вот я стала чувствовать, что стучат в дверь. Но я этого не поняла и подумала, что кто-нибудь стоит возле прибора и стучит, поэтому не обращала внимания на стук и продолжала ис- кать книгу. Когда я вышла из лаборатории, то чьи-то холодные руки взяли меня за руку. От неожиданности я испугалась и чуть не выронила книгу, но тотчас же оправилась. Это был Н. А,, который пришел работать на приборе. - Откройте мне дверь,- попросил Н. А. Когда я сошла вниз, ко мне подошла А. В. - Я так стучала к тебе, что даже рука заболела. - Так это вы стучали? Я чувствовала стук, но подумала, что это работают возле прибора. 98. Как-то вечером я сидела на диване в столовой и почувство- вала, что кто-то прошел по комнате точно так, как ходит Р. Г. Я знала, что Р. Г. в это время не должно быть. Вероятно, на моем лице выразилось удивление, потому что ко мне подошла Р. Г. и спросила: - Вы удивлены, что я пришла? Мне нужно было поговорить с ночной дежурной по поводу ее наблюдений над сном детей. 99. Недавно я прочитала в журнале <Жизнь слепых> о том, что один слепой мальчик-школьник предложил выпустить особые чай- ники, внутри которых имелся бы ящичек, содержащий два стакана воды для того, чтобы слепой не разливал воду в то время, когда он наливает ее в чашку. Конечно, это было бы неплохо, но лично я осо- бой нужды в таких чайниках не чувствую. Если мне приходится на- ливать воду из чайника в чашку или стакан(все равно какую - хо- лодную или горячую), я чашку держу в руках не так, как зрячие, а иначе, охватываю ее так, чтобы пальцы чувствовали и температу- ру воды, и количество ее. Если я наливаю горячую воду, я чувствую пальцами ту точку, до которой доходит вода. Точно так же я чувст- вую и холодную воду. В очень редких случаях я переливаю воду че- рез края чашки. Это бывает обычно тогда, когда я думаю о чем-ни- будь другом и прозеваю воду. Гораздо чаще бывали случаи, когда A. H., которая видит, обливала мне руки кипятком, желая помочь мне налить воды. Это бывало так часто, что я категорически отказа- лась от ее помощи и наливала воду сама. 100. Мне читала А. В. в детской спальне в то время, когда дети отдыхали. Вдруг я почувствовала, что кто-то стучит. - Кто это стучит? - спросила я. А.Н. ответила: - Это Маруся стучит ногой по своей кровати. Маруся стучала не сильно, по этот стук передавался через пол очень хорошо. 101. Однажды зимой я была в музыкальном техникуме со своей подругой. Мы сидели в коридоре на диване. Через коридор прохо- дило много студентов, и беспрерывно чувствовался топот их ног. Но вот я почувствовала, что кто-то идет такой походкой, словно на ногах у этого идущего были огромные галоши. - Ты слышишь,- обратилась я к H.,- как кто-то идет и везет за собою галоши? - Да, я слышу, но мне странно, как ты могла это почувство- вать. Ведь это можно только слышать,- сказала H. удивленно. - Нет, это можно не только слышать, но и чувствовать, и я сразу это почувствовала. Когда мы пришли к H. домой, я сняла пальто, расстегнула бо- ты, но не сняла их и так в расстегнутых ботах прошлась по ком- нате. H. рассмеялась: - Как хорошо ты успела перехватить эту походку, хотя ты не так сильно стучишь, как тот, кто прошел в техникуме, но по звуку походка такая же. 102. Я и H. гуляли в коридоре школы слепых. Вдруг от чего- то произошло сильное сотрясение пола. - Что это упало? - спросила я у H. - Это Р. и Щ. боролись, и оба упали на пол. 103. Я и дети из нашей клиники ездили кататься в автомоби- ле. А. И. поехала с нами. Плавная и тряская езда ощущается пре- красно. Когда мы ехали по улице К. Либкнехта, автомобиль шел ровно и плавно, так как эта улица асфальтирована; в некоторых местах есть повышения и понижения мостовой, и это чувствовалось во время езды. Менее заметным является тот момент, когда авто- мобиль поворачивает на другую улицу. Для того чтобы это узна- вать безошибочно, нужно очень внимательно проследить те особен- ности, которые все же ощущаются при поворотах автомобиля. Я очень внимательно следила за каждым сотрясением автомобиля и старалась вчувствоваться во все особенности его движения. Как мне кажется, они состоят в том, что, во-первых, усиливается стук мотора и тем самым увеличиваются вибрации; во-вторых, быстрота 108 езды замедляется, и, в-третьих, автомобиль чуть-чуть склоняется в сторону, К сожалению, я не могла проверить эти ощущения; быть может, я и ошибалась, так как А. И. была занята с детьми. Могу сказать только одно: когда я ощущала одну из отмеченных мною особенностей, то затем спрашивала у А. И.: - Мы повернули? Она отвечала: - Да, сейчас повернули. Но ведь она могла и не расслышать моего вопроса и ответить мне неправильно. Мы ездили за город в поле. Дорога была неров- ная, и автомобиль сильно сотрясался. Такой тряской езды я не люблю, и она утомила меня. Когда я .ощутила, что езда стала более ровная, я спросила у А. И.: - Мы уже в городе? - Да. Затем, через некоторое время я почувствовала, что автомобиль замедляет ход и, наконец, совсем остановился,-я сообразила, что мы уже подъехали к нашему дому; я начала вставать и первая вышла из автомобиля. 104. Я была в своей комнате и по детской семенящей походке узнала, что ко мне зашла Мария. Я сделала несколько шагов впе- ред, и Мария набежала на меня. 105. Я была в своей комнате, но сидела не за столом, а возле кровати на маленьком стуле. Я ждала Л. И" которая должна была прийти заниматься со мной. Она долго не приходила. Наконец, я почувствовала ее шаги и движение стульев возле стола. Я встала и подошла к столу. Л. И. была там. 106. Я перекладывала со стола на диван целую кипу зрячих книг. На самой верхней полке лежала коробочка с динамометром. Когда я положила книги, они все рассыпались по дивану; в то же время я почувствовала слабый стук об пол. Я подумала, что это упала коробочка. Я отодвинула диван от стенки и прикоснулась рукой к полу -мне под руку попалась коробочка. "107. Я читала с А. В. и почувствовала, что она смеется. - Что такое? - спросила я. - Это Е. А. рассмешила меня. 108. Как-то я сидела с X. на диване в моей комнате и что-то говорила ему. В это время я почувствовала по шагам, что кто-то зашел в комнату. Я замолчала. <Это заходила Р. А.>,-сказал мне X. 109. Я ходила к А. И. Когда я сняла пальто и села на диван, то спросила: - А где же ваша мама? - Она лежит на кровати и, кажется, спит. 109 Через несколько минут я почувствовала шаги с той стороны, где стоит кровать. - Кто это у вас ходит? - Это встала мама и хочет подойти к тебе. 110. Как-то вечером я ложилась спать. Вдруг я почувствовала необычайное .сотрясение пола: казалось, что наш дом сорвался со своего места и покатился на колесах. Это сотрясение продолжа- лось несколько секунд. Я выбежала в буфетную комнату и позва- ла А. В. - Вы ничего сейчас не слышали или не почувствовали? - Как же, слышали: по улице проехало что-то тяжелое и с та- ким грохотом, что весь дом загудел. - Я тоже почувствовала, как сильно сотрясался поя. 111. Обычно, когда мне приходится ехать в трамвае, поезде, ав- томобиле, я по сильным вибрациям чувствую их движение. Од- нажды я собралась ехать в город. Я и сопровождавшая меня А. Ф. сели в трамвай. Но прошло уже несколько минут, а трамвай все еще стоял. Это удивило меня, и я обратилась к А. Ф. с вопросом: <Почему трамвай стоит?> - <Нет тока>. 112. Однажды мне дали подержать маленького ребенка. В пер- вую минуту я чувствовала, что ребенок лежит спокойно и мол- чит. Но в следующую минуту ребенок задвигался, и я через его тельце ясно ощутила его сильный крик. Это меня обеспокоило, и я поспешила передать его матери: <Вы посмотрите: может быть, у него не сухие пеленки?> |