К оглавлению книги |
Назад к списку |
Вернуться на главную страницу |
Осязание 1. Однажды раза два или три закрывали двери в буфетной комнате и столовой. У меня в такие моменты получалось странное . ощущение на коже лица: мне казалось, что в комнате стало как-то тесно и не совсем удобно не только для ходьбы, но даже для дви- жения руки, когда я подносила чашку с чаем ко рту. Для меня это ощущение было очень неприятно. Я привыкла, что дверь из столовой в буфетную комнату всегда открыта, и по движению воз- духа и по ощущению его на поверхности своего лица я шла прямо в открытую дверь, а при закрытой двери я сворачивала немного в сторону. Я абсолютно не ощущаю света глазами, по если я про- хожу то пространство, которое не занято никакими предметами выше меня (или вхожу в открытую дверь), то у меня на поверх- ности лица такое ощущение, словно я нахожусь под действием света. Интересно то, что это ощущение бывает не всегда одина- ково: во время головной боли или общего нездорового состояния, а также во время нервного состояния и усталости оно бывает настолько слабым, что я не всегда ощущаю свободное простран- ство. Во время хорошего физического и духовного состояния ощуще- ние окружающей температуры, движения воздуха и свободного пространства усиливается, и мне снова кажется, что я немножко ощущаю свет, только не глазами, а всей поверхностью лица. 2. Я люблю море не только потому, что чувствую его запах, а еще и потому, что оно так приятно освежает мое тело, когда я купаюсь. Мне очень нравилось, как морские волны с силой бро- сали меня во все стороны, то выносили к берегу, то опять увле- кали в глубину. Я не умею плавать, но мне это нисколько не ме- шало наслаждаться морским купанием, особенно, когда морс бывало неспокойно; я смело шла в воду только для того, чтобы ощущать его шум всем своим телом. 3. Был такой случай. Рано утром, когда я еще крепко спала, меня пришла будить Р. Л. Она вошла тихо, и я не почувствовала 35 ее шагов. Но я почувствовала, как движущийся воздух от ее при- ближения коснулся поверхности моего лица, и прежде, чем Р. Л. успела подойти совсем близко, я уже проснулась от движения воздуха и протянула ей навстречу руку. 4. Бывает и так, что я настолько сосредоточусь над чем-нибудь, что не сразу почувствую, когда ко мне подходят. Но если ко мне подойдут .совсем близко и я это внезапно почувствую, я вздраги- ваю так, как будто бы меня оглушили криком или ударили. Од- нажды я печатала на машинке и так увлеклась своей работой, что не сразу почувствовала, когда ко мне подошел X. Но лишь только движущийся воздух коснулся моего лица, я испуганно вздрогнула и даже покраснела от волнения. 5. Однажды я читала в кабине с Ч, Вдруг с той стороны, где находится дверь, движение воздуха прошло по моей шее и плечу. Я вздрогнула и повернулась в ту сторону. Ч. сказала мне: <Это зашел X.>. 6. Если Л. И. пожмет мне руку, здороваясь со мной, то я все- гда узнаю ее физическое состояние. Так же я всегда замечаю, ко- гда она бывает чем-нибудь расстроена или недовольна. Я это чув- ствую по движению ее пальцев, по напряженному состоянию ее руки, а также и по содроганию. Она часто отвечает мне, что ничем не расстроена, но я уже настолько хорошо изучила ее руку и дви- жение, что не верю ей. Я думаю, что если бы я видела глазами и изучила лицо Л. И., то я, вероятно, не лучше бы узнавала по выражению лица ее физическое и духовное состояние, чем узнаю по Сеемым неуловимым признакам посредством осязания. Однажды она со мной занималась, была расстроена и чем-то сильно взвол- нована. Я это заметила, как только она позвала меня заниматься, но на мой вопрос: <Что с вами?> - она молчала. Через час она была в совершенно другом состоянии, веселая и спокойная. Я опять спросила: <Что с вами случилось перед занятиями?> - <Ничего>.- <Но ведь вы были взволнованы>.- <У меня голова болела>,- сказала она нерешительно. Я не поверила ей. 7. По малейшему содроганию какой-нибудь жилки или по едва уловимому движению хоть одного пальца на руке у X. я всегда узнаю, что ему что-нибудь не понравилось или он чем-то недово- лен. Также посредством осязания я узнаю, когда он бывает до- волен. 8. Не только у хорошо мне знакомых, по даже у тех людей, которых я мало знаю, я все-таки часто узнаю их плохое физиче- ское или духовное состояние. У меня есть одна знакомая Л., ко- торую я редко вижу. Но при встрече с нею я в первые же секунды узнаю, когда она бывает спокойна и довольна и когда бывает рас- строена чем-нибудь, я у нее сейчас же об этом спрашиваю, и она 36 с удивлением отвечает: <Да, ты не ошиблась, я действительно рас- строена> - и объясняет, чем расстроена. 9. Мне мои руки частично заменяют зрение и слух. Но и ноги мои играют в этом случае не последнюю роль. Так, я легко чув- ствую малейшее понижение в почве, если я иду по улице или в парке. Вот почему, идя по улице, я узнаю, когда подхожу к концу тротуара, где нужно сходить на мостовую и, когда подхожу к тому нГесту, где нужно взойти на тротуар. Даже в доме я чувствую, если пол немного понижается в какую-нибудь сторону. Когда-то у пас ремонтировали пол в комнате игр. Когда я первый раз прошлась по комнате после ремонта, я определила, что пол стал немного покат в одну сторону. 10. Я пошла наверх в кабину, где я читаю с аспирантами. Со мной поздоровался Ц. и подал мне стул. Я села. Читать должна была мне Ч., но вместо нее ко мне подошла Е. А. Я сразу узнала ее по руке, но, так как она ничего не говорила и держала меня за руку, то я подумала, что она с кем-нибудь другим говорит. На- конец, мне уже надоело ждать, когда заговорит Е. А., и я спросила ее: <Что вы хотите сказать?> Е. А,, желая подделать свою руку под руку Ч., переспросила медленно: <Ч-т-о?> Тут я поняла, что она хотела проверить, узнала ли я ее. Я покрепче сжала ее пальцы, после чего она должна была сознаться, что ей не удалось обмануть меня своей шуткой. 11. Мне сказала В. М., что она уходит на собрание, а вместо нее будет Л. И. После занятий я легла отдохнуть и уснула. Я по- чувствовала, что меня будят, и еще во сне, по прикосновению к моему плечу, узнала, что меня будила В. М. Я проснулась и спросила: <Разве вы не ушли на собрание?> - <Все ушли, а я осталась>,- отвечала В. М. 12. Я читала с Ч. в кабине. Туда зашел X. Он подошел ко мне и положил свою руку на мое плечо. <Это я>,- сказал X.- <Я сразу почувствовала, что это вы, когда вы положили свою руку на мое плечо>.- отвечала я. 13, Я проходила мимо телефона, у которого стоял кто-то из женщин. Я остановилась и прикоснулась рукой к фигуре того, кто стоял. Я сразу узнала, что это была Е. А. И не ошиблась. Вообще, я сразу узнаю Е. А. по первому прикосновению к ней в любом месте ее тела. 14, Мне сказали, что меня спрашивает одна из слепых деву- шек. Я хорошо знала эту девушку, легко угадывала ее настрое- ния. Когда я к ней вышла, она порывисто схватила меня за руку и только успела сказать: <Оля!>... Я перебила: <Ты получила письмо?> - <Да. Откуда ты знаешь?> Я не ответила на ее вопрос и снова спросила: <От С. М.?> - <Да, от него. Кто тебе об этом 37 сказал?> - <Мне никто не говорил, но я по твоим движениям по- чувствовала, что у тебя есть что-то радостное, и подумала, что ты, наверное, получила письмо от С. М.>. 15. Я читала с Ч. Вдруг я почувствовала, как по моей правой щеке скользнул движущийся воздух. Я повернула лицо в ту сто- рону, откуда прошла струя воздуха по моей щеке. Ч. сказала: <Это прошел мимо стола Ц.>. У меня было такое впечатление, словно я увидела, что кто-то прошел. 16. Многих из своих знакомых я так редко вижу, что можно подумать, что я совершенно забываю форму их рук. Я часто сама не подозреваю, что я помню руки и движения тех людей, которых я мало встречаю, но при встрече с ними оказывается, что я их руки и движения прекрасно помню. У меня есть одна знакомая С" которую я очень мало знаю. На протяжении 8 лет я ее видела всего три или четыре раза. Наши встречи были кратки, и сама по себе С. не производила на меня особенно сильного впечатле- ния. Я ее давно не видела, и вот на вечере в Украинском инсти- туте экспериментальной медицины, когда я проходила по кори- дору, кто-то сзади положил мне на плечи руки. Я остановилась и взяла за руку того, кто подошел ко мне. Я сразу узнала, что это С., хотя я совершенно о ней забыла и не знала о том, что она мо- жет быть на вечере. 17. Так как мне читают зрячую книгу посредством дактилоло- гии, то для меня очень важно, чтобы у читающего была ловкая и гибкая рука, совершенно не утомленная другой работой. Если же рука читающего бывает усталая и не гибкая в движении паль- цев, это сильно отражается на моем восприятии. Я быстро устаю. Устает у меня не только голова, но и рука, которой я восприни- маю чтение. К сожалению, не все мои чтецы это понимают и часто обвиняют меня в том, что моя рука слишком тяжела или я невни- мательна к чтению. Очень трудно объяснить им такое явление: если они пропускают букву в словах или делают лишние движе- ния, мне приходится особенно сильно напрягаться и крепче схва- тывать их пальцы. Чем больше лишних движений и пропускае- мых букв, тем сильнее я буду задерживать пальцы читающего. Ясно, что от такого ненормального чтения моя голова и рука через час уже отказываются воспринимать то, что мне читают. Очень грустно бывает, когда кто-нибудь из читающих никак не хочет согласиться с тем, что не я плохо воспринимаю, а они плохо читают. 18. Когда я была во Дворце пионеров и мы пошли по лестнице, я почувствовала под ногами ковер. Во всех других комнатах и коридорах я также чувствовала ковер. Когда мы зашли в зал, я почувствовала, что в этом зале пол мраморный. 38 19. Я не один раз была в Институте экспериментальной меди- цины, поэтому его помещение мне уже знакомо. Один раз я туда зашла с X., но он мне ничего не сказал о том, что мы заходили в институт. Несмотря на это, я, как только мы стали входить в дверь, узнала, что мы пришли в институт. Узнала я потому, что знаю, какие там двери, какой пол и какая лестница. 20. Я занималась на приборе с X., и, несмотря на то что при- бор очень шумел, я почувствовала чьи-то шаги в лаборатории. Я спросила у X.: <Кто здесь?> - <Здесь Н. А.>. 21. Часто зрячие удивляются, зачем я оправляю волосы или платье. Им и в голову не приходит, что слепоглухой может и дол- жен быть так же аккуратен, как и зрячие, и что он прекрасно знает, когда у него бывает непорядок в костюме. В этом отноше- нии осязание слепоглухого почти целиком заменяет отсутствую- щее зрение. Я должна сказать, что мы, слепоглухие, не только за- мечаем непорядок в своем костюме, но даже непорядок в костюме тех, кто нас окружает. Например, я помню такой случай. Я читала с А. И. Когда я сделала движение свободной рукой, то случайно прикоснулась к юбке А, И. Мне показалось, что юбка надета на- -изнанку. Я посмотрела лучше, и действительно, юбка А. И. была наизнанку. - У вас юбка надета наизнанку. - Нет. - А вот посмотрите - швы наверху. А. И. посмотрела. - Да, правда. - Как вы ее так надели? - Я встаю рано, в комнате темно, и я ничего не вижу. - А разве вы не чувствуете на осязание? - Нет, она одинакова с обеих сторон. - Нет, не одинакова. Вы посмотрите лучше, разве нижняя сторона похожа на лицевую? 22. Я хорошо знаю, какие в Харькове улицы, и уже привыкла к ним. Но когда я поехала в Киев, то заметила, что там тротуары ниже, чем в Харькове, и мне казалось, что, когда зимой улицы занесены снегом, слепым в Киеве труднее ориентироваться при такой незначительной возвышенности тротуаров. Дело в том, что, когда слепой идет по улице, он замечает дорогу по возвышенно- стям или по понижениям. Но если тротуар почти сливается с мо- стовой, слепому уже труднее замечать дорогу. Итак, чем резче отделен тротуар от мостовой, тем лучше слепому ориентироваться. Я помню, что мне в Киеве было трудно отличить тротуары от мостовой, несмотря даже на то, что я ходила со зрячими. 23. Я пила чай. Руки у меня были заняты чашкой и хлебом. 39 Ко мне подошел X. и прикоснулся к моему плечу. Я сразу узнала его по прикосновению. 24. Однажды вечером я откуда-то возвращалась домой. Со мной шла А. И. Когда мы зашли в наш коридор, там было совер- шенно темно, и А. И. не могла идти. <Здесь темно, как в могиле, я не знаю, куда мне идти>. Я хорошо знала дорогу в коридоре и стала вести А. И. Но она шла ужасно плохо, все время шаркала йогами и едва решалась сделать шаг. - Да вы пе бойтесь, я же вас веду. - Кто тебя знает, куда ты меня заведешь? - Я вас веду к двери, а вы лезете на стену. Наконец, я дотащила А. И. к двери и сама позвонила, так как она даже звонка не могла найти. Таких случаев я испытала на себе очень много. Порой бывает смешно и жалко замечать, как зрячие беспомощны в темноте, даже и тогда, когда находятся в хорошо знакомой обстановке. 25. Однажды я провожала Е. А. до ее квартиры, так как в доме было совсем темно. Когда мы стали подходить к тому месту, где находились ступеньки вниз, Е. А.. крепко взяла меня за руку и очень осторожно начала идти. - Не бойтесь, ступеньки еще не так близко. Я вам сделаю знак, когда нужно будет спускаться... Уже ступеньки, И я сделала Е. А. условный знак (движепие рукой вниз). - Я падать не хочу, а твоих знаков не понимаю,- ска- зала Е. А. - Так я же вам знак делаю и говорю... Ну, уже окончились ступеньки, теперь идите смело. 26. Со мной говорил X,, и вдруг потух свет. <Он, вероятно, скоро загорится>,- сказал X, и ушел. Через несколько минут я пошла в спальню, где стоит на столе лампочка. Лампочка была уже горячая, и поэтому я узнала, что свет опять зажегся. Когда я спросила дежурную, есть ли уже свет, она ответила: <Да, есть>. 27. Я раздевалась в вестибюле, а когда шла в комнаты, уви- дела, что кто-то стоит возле двери в пальто. Я по пальто сразу узнала, что это В. М., хотя это был необычный для ее при- хода час. 28. Когда я заболела брюшным тифом, то несколько дней не видела X., так как его не было в отделении. В тот день, когда X. пришел в отделение, я чувствовала себя плохо. Мне пришлось делать некоторое усилие, чтобы понимать то, что мне говорили. Но когда ко мне подошел X, и взял меня за руку, я моментально узнала его. 29. Однажды, когда я была в Одессе на отдыхе, работники того института, где я останавливалась, попросили меня осмотреть какую-то гипсовую головку и определить ее дефекты. Я осмотрела и обнаружила следующие дефекты: правый глаз находился слиш- ком далеко от переносицы, а левый глаз был расположен ниже правого. Одна щека была больше другой. Уши также были распо- ложены неправильно. Эта головка была невелика, и ее недостатки пе были особенно резко выражены, но все-таки я их заметила сразу, как только про- вела рукой по головке. Работники института пришли в восторг и решили, что я занимаюсь <исключительно одной скульптурой>. Лично я пе находила ничего особенного в том, что различала де- фекты гипсовой головки: ведь мое осязание в этом отношении играло ту же роль, что и зрение у этих людей, принявших меня за <скульптора>. 30. Однажды в магазине я осмотрела статую танцующей цы- ганки, держащей бубен над головой. Прошло несколько дней после того, как я осмотрела эту статую цыганки, и мне все казалось, что ее стройная фигура с изящными пожками танцует в моих руках. 31. Как-то я осматривала бюст Гинпократа. Мне очень понра- вилось его греческое правильное, красивое лицо и кудри. Я ска- зала Е. А" которая была со мной: <У него очень красивое лицо и правильная форма головы>.- <Да, очень красивое>,- отве- тила Е. А. 32. Один раз я осматривала статую Геркулеса. Он был изобра- жен стоящим. Он предстал в моем воображении как живой, с ог- ромными, сильными и упругими мускулами, с необычайной ловко- стью силача, 33. Когда я осматриваю статую В. И. Ленина, мне кажется, что я когда-то видела его живым, так хорошо я его себе представляю. Когда я отхожу от его статуи, он как бы продолжает стоять передо мной, засунув левую руку в карман, а правую заложив за пиджак, и улыбается своей доброй и ласковой улыбкой. 34. Когда-то в магазине я осматривала бюст К. Маркса, а когда его купили и поставили у нас в лаборатории, я сразу узнала, что это бюст К. Маркса. У К. Маркса такой умный лоб, такие пышные кудри и большая борода, что, раз увидев его голову, никогда уже не забудешь его. 35. Однажды я была у своей знакомой В. В. Она предложила мне ос-мотреть статую, но не сказала чью. Когда я прикоснулась к голове статуи, я сразу узнала, что это статуя товарища Ленина. 36. Я была во Дворце пионеров. Там очень много цветов. Когда мы проходили по одному залу, я случайно зацепила рукой за лист одного цветка. Мне показалось, что этот цветок мне знаком. Я ос- тановилась, провела рукой по листьям и сказала: <Ведь это такой же цветок, как у меня в комнате?> - <Да>,- ответил X. 37. Я была у своей знакомой В. В. и видела у нее хорошие цветы. Я очень люблю цветы, и мне хотелось, чтобы у пас были такие же цветы. Как-то раз я пришла в ванную и увидела, что Е. моет какие-то цветы. Я их осмотрела - это были такие же цветы, какие я видела у своей знакомой. Я пошла к А. В. и спросила: <Чьи это цветы стоят у нас?> - <Наши, их только что купили>. 38. Как-то я подошла к Марии и заметила, что ей удлинили платье, которое было очень коротко. Я стала рассматривать, как оно подшито, и обнаружила, что наметка не вынута. Я позвала А. И. и спросила ее: <Почему не вынули наметку? Она мало за- метна на глаз, а все-таки вынуть надо>. 39. Как-то случайно я увидела, что к рукаву А. И. пристали хлебные крошки. <Почему у вас на халате хлебные крошки?> - <Я же режу хлеб>.- <А разве вы не видите, что к халату при- стают крошки?> - <Нет>. 40. Если мне приходится где-нибудь садиться: в нашем ли саду, в парке или у кого-нибудь из знакомых, я, прежде чем сесть, проведу рукой по тому месту, где я должна садиться. Делаю я это для того, чтобы не сесть на пыльную или мокрую скамейку. Од- нажды мы с А. И. собирались читать в нашем саду. Там стояли две табуретки. Я осмотрела ту табуретку, на которую должна была сесть,- она была чистой и сухой. Другую табуретку я не осмот- рела. А. И. пришла и преспокойно уселась на нее, но моментально же встала. <Что случилось?> - спросила я. <Я не заметила, что табуретка мокрая, и села, а теперь у меня все платье про- мокло>. 41. Я увидела па В. М. новый халат, который она носила уже несколько дней. <Ваш халат сатиновый?>-сказала я. <Нет>,- ответила В. М. <А вот попробуйте на осязание>. В. М. долго щу- пала и, наконец, сказала: <Да, сатиновый, а я и не знала>. 42. Когда я читала с А. И., я случайно задела рукой ее ногу, которую она поставила на стул; я заметила, что в одном месте чулок А. И. разорван. <У вас рвется чулок>.- <Нет, я только вчера поштопала эти чулки>.- <А вот я же нашла маленькую дырочку>. А. И. посмотрела. <Да, есть дырочка. Я ее не видела>. 43. Я подошла к столу в буфетной комнате и ощутила под но- гами что-то рассыпанное. <Что это рассыпано на полу?> - спро- сила я у Л. И.- <Это рассыпана соль>. 44. Один раз мне сказала В. М., что она будет ночевать. Я ей сказала, в какое время меня разбудить утром. Но утром меня раз- будила не В. М., а Р. Л. Хотя я спала очень крепко, но я сразу узнала, что разбудила меня не В. М., а Р. Л. (по прикосновению к моему плечу). 45. Я сидела в своей комнате с Н. Вдруг по движению воздуха 40 я почувствовала, что кто-то вошел. <Кто пришел?> - <Пришла Д. Ф.>,- ответила Н. 46. X. брал мою машинку, чтобы смазать, но принес мне ма- шинку Антона вместо моей. Я села писать, но, когда прикоснулась к машинке, я узнала, что машинка Антона, и сказала об этом X.- <Я думал, что это твоя машинка>. 47. Утром, когда я еще спала, меня принялись будить. Я ожи- дала, что меня разбудит Р. Л., но оказалось, что будила Л. И. Я сразу ее узнала (по прикосновению), хотя это было совершенно неожиданно, так как Л. И. никогда еще в клинике не ночевала и не должна была ночевать. Но случилось так, что Р. Л. не пришла и Л. И. заменяла ее. Я об этом не знала, и только когда Л. И. раз- будила меня, то сказала мне, что она ночевала. 48. Однажды утром я проснулась за несколько минут перед тем, когда меня будят. Ко мне подошла Р. Л. Я заметила, что она чем-то очень расстроена, <Вы чем-нибудь расстроены?>-спро- сила я. <Да, я тебе потом скажу>. 49. Ко мне пришла Н. Она хотела скрыть от меня, что она в плохом настроении. Но я это почувствовала в первую же минуту и сказала ей: - Ты сейчас невозможно апатична и скучна. Что с тобой? - А разве заметно, что у меня плохое настроение? - Очень заметно. - Я думала, что я умею скрывать свое плохое настроение. - Нет, тебе это пока не удается. 50. Однажды ко мне зашла моя знакомая Л. Когда она сни- мала пальто, она дала мне свою муфту. Я сразу заметила, что муфта сделана из какого-то странного меха, который похож на очень мелкие перья птицы. Я долго осматривала муфту и все больше убеждалась, что она сделана из шкурок какой-то птицы. Я спросила у Л.: <Чем покрыта твоя муфта?> - <Морской чайкой>. 51. Я читала с Ч. По другую сторону за столом сидел Ц. Вдруг я почувствовала движение воздуха. Я повернулась лицом в ту сторону, откуда ощутила движущийся воздух. Ч. сказала: <Это Ц. читает газету и переворачивает на другую сторону>. 52. Я читала с Ч" но ее позвали на несколько минут, а я оста- лась одна. Возле меня на столе лежало несколько книг. Книги были для зрячих, и я не могла сама узнать, что это за книги. Но на переплете одной из них я обнаружила круг, посредине которого находился рельефный портрет, я осмотрела его и легко опреде- лила, где находится лицо; так же легко нашла глаза, нос, рот, под- бородок, ухо. Когда пришла Ч., я спросила ее: - Какая это книга? 43 - Это Ламарка <Философия зоологии>. - Значит, это портрет Ламарка? - Да. 53. Раз я сидела в своей комнате на диване и шила. Вдруг я ощутила движение воздуха, и в то же время X. сел па диван. Oн зашел тихо, и я не чувствовала его шагов, по все же, когда я по- чувствовала движение воздуха, я подумала, что идет X. 54. Я должна была читать с В. М., поэтому готовила стулья. Когда я подошла к одному стулу и приподняла его, то почувство- вала, что он тяжелее других. Я прикоснулась рукой к сиденью и увидела там большой портфель. Я пе стала осматривать его, а только слегка прикоснулась к нему и узнала, что это портфель Л. И. Когда ко мне подошла В. М., я спросила: <Пришла Л. И.?> - <Да>. 55. Мне нужен был X. Я пошла в библиотеку и позвала его. X. подошел ко мне и спросил только: <Что?> Но я сразу почувст- вовала, что он в эту минуту находился в нервном состоянии. Я не ошиблась - позже мне X. объяснил, почему он был нервный. 56. Когда я была в музее, Ч. сказал мне: <Вот одна статуя, узнайте ее сами>. Я быстро осмотрела статую и воскликнула: <Ведь это Венера!> - <Да>. 57. В музее я осматривала стоящие рядом две статуи - Дафны и Аполлона. Дафна превращается постепенно в лавровое дерево. На пальцах ее рук уже выросли лавровые листочки. Руки ее в виде ветвей простерты кверху и покрыты волосами, которые спу- скаются с головы Дафны. Почти до пояса она обросла древесной корой; внизу, из-под коры видны ноги Дафны. Из пальцев ног вы- растают корни. Сзади, в том месте, где Дафна уже обросла корой, АПОЛЛОН обхватывает ее руками. Рот Дафны полуоткрыт, а губы Аполлона крепко сжаты. 58. В музее я осматривала статую одного римского воина. На голове у него металлическая каска, а на каске сидит какое-то ми- фическое животное с четырьмя лапами, с крыльями и с птичьим клювом. На голове у этого животного имеется гребень, как у на- шего обыкновенного петуха. Хвост животного тонкий, извиваю- щийся, как змея. Одежда римского воина представляет смесь муж- ского и женского платья: верхняя часть одежды напоминает дам- скую блузу с короткими рукавами, которые внизу оканчиваются как бы легкой оборочкой. Нижняя часть одежды состоит из муж- ских брюк, на которые надета короткая юбочка. 59. Я осматривала небольшую статую Доп-Кихота. На лице у этого всем известного героя я обнаружила острую бородку. Я моментально вспомнила описание из книг такой бородки и ска- зала: <У него эспаньолка. Хотя я никогда не видела мужчин с бо- 44 редкой под этим названием>.- <Именно, эспаньолка>,- отве- тила Ч. 60. В музее я видела статую Мефистофеля и нашла ее некра- сивой. Нос у Мефистофеля длинный и горбатый, а борода похожа на рыбий хвост. 61. В музее я осмотрела статую Моцарта - мальчиком, Ч. ска- зала мне: <Узнайте, что у него в руках>. Я осмотрела и сказала: <У него в руке скрипка>. Действительно, в левой руке Моцарт держал скрипку, а в правой смычок. Я забыла фамилию автора этой статуи, но она мне очень понравилась. 62. В музее я видела бюст Людовика XIV. Этот французский король хорошо мне знаком по роману А. Дюма; но когда я осмот- рела лицо Людовика, я обнаружила, что нос у короля ужасный, и подумала, что нос его не лучше, чем было царствование Людо- вика XIV. Я осматривала много других скульптурных произве- дений. 63. В музее мне показывали вазы и кувшины из лучшего фар- фора. Эти вещи мне очень понравились, так как были сделаны очень искусно. В некоторых вазах стояли фарфоровые же цветы, а кувшины были украшены плодами: сливами, грушами, ябло- ками и каштанами. Когда я начала осматривать первый кувшин, то сразу сказала: <Здесь изображены сливы, а это яблоки>. 64. Я осматривала стоящие рядом три статуи: женщины, муж- чины и амура. Статуи были маленькие, но, несмотря на это, я от- личила статуи женщины, мужчины и амура. Статую женщины я узнала по прическе на голове и по фигуре. Статую мужчины так- же по голове и по фигуре, а амура - по его крылышкам, из кото- рых одно было отставлено в сторону, а другое сложено на спине. 65. В музее я видела сделанное из бронзы маленькое кресло, в котором сидели два ребенка. Один ребенок - девочка; она была больше другого, и на ней была изображена рубашечка; другой ре- бенок - мальчик поменьше и совсем голый. 66. Как-то мне нужна была В. М., но она была в это время на заседании. Я ее вызвала в канцелярию. Она вышла, и, когда на- чала говорить со мной, я по ее движениям заметила, что она в эту минуту очень сердилась. 67. Я занималась с Е. А. Мне казалось, что Е. А. в плохом на- строении. Я долго не решалась спросить ее об этом, но, наконец, не выдержала и спросила: - Чем вы недовольны? - Почему ты так думаешь? - Мне кажется, что вы чем-то расстроены. - Нет, у меня сегодня очень хорошее настроение, - Но это не значит, что у вас и движения хорошие. После этих слов Е. А. объяснила мне, что она действительно была недовольна. 68. Как-то я подошла к А. И. и что-то спросила у нее. Она мне сказала только одно слово, но я ей заметила, что она была серди- тая. Я спросила: <Почему же вы сердитесь?> - <Потому что дети сильно шалят>. 69. Как-то я ходила в парикмахерскую подстричь волосы. Когда я вернулась домой и пошла умываться, то заметила, что меня подстригли плохо, очень неровно. 70. Я читала с Ч. больше часа и заметила, что она уже устала. Я ей предложила отдохнуть. - А может быть, почитает Ц., пока вы отдохнете,- ска- зала я. - Он плохо себя чувствует,- отвечала Ч. - Он, кажется, и вчера плохо себя чувствовал? - Почему вы так думаете? - Когда он читал со мной, мне показалось, что у него плохое настроение. Ч. ответила: - Ц. говорит, что вы не ошиблись, у него вчера действительно было плохое настроение. 71. Обычно, прежде чем снять платье, когда я ложусь спать, я его чищу щеткой. Сегодня я тоже вышла в вестибюль и начала чистить платье. Ко мне кто-то подошел. По прикосновению я сразу узнала, что это был X. 72. Однажды был такой маленький эпизод: после вечернего чая я пошла в буфетную комнату, чтобы налить из чайника теп- лой воды в кружку. В эти часы работали Л. И. и В. М., но ко мне подошла А. И. и сказала дактилологией: <Я>. Тогда я поняла, в чем дело: А. И" придя в клинику по своему делу, хотела проверить меня, узнаю ли я сев-то время, когда она не работает. Обычно такие <шутки> и <проверки> возмущают меня, поэтому я сказала с раздражением: - Почему же вы не отвечаете мне на вопрос? - Какая ты сердитая,- сказала А. И. - Меня раздражает то, что вы хотите, чтобы я вас приняла за Л. И. или за В. М. А. И. отошла от меня и больше ничего не сказала. На следую- щий день перед утренним чаем я сидела в столовой на диване и читала книгу. А. И. подошла ко мне и вместо того, чтобы сказать дактилологией, что можно садиться пить чай, резко похлопала меня по плечу. Я молча встала и села за стол. После чая я спросила: - А. И., зачем вы так резко хлопаете по плечу? - Я тебя звала пить чай. 73. Мне нужно было выйти из буфетной комнаты в вестибюль. Но в дверях я встретилась с Х" который взял меня за руку. От неожиданности я вздрогнула, в ту же секунду узнала, что это X., и улыбнулась. Это произошло так быстро, что я даже не знаю, за- метил ли X., что я вздрогнула. 74. Я ходила в библиотеку <Объединения слепых> за книгами. Меня сопровождала Л. И. В библиотеке кто-то подошел ко мне и пожал мне руку. Рука подошедшего ко мне человека показалась очень знакомой, по я никак не могла сразу вспомнить, чья же это рука, и спросила у Л. И.: <Кто это?> - Я его не знаю,- отвечала Л. И. Человек, державший меня за руку, еще раз пожал мне руку. Я вдруг узнала, кто это, и, смеясь, сказала: - Я тебя не узнала, хотя чувствую, что кто-то очень зна- комый. Это был О. Он сказал дактилологией: - Это от неожиданности. - Да, я не думала, что ты здесь. 75. Я ходила в <Объединение слепых>. Когда мы шли по лест- нице, я почувствовала, что лестница деревянная. Я сказала об этом Л. И. Она подтвердила сказанное мною. 76. Я шла по городу с Л. И. Нам нужно было пройти через мост. Дело было в январе, когда река была покрыта льдом, по- этому я не могла ощущать запах реки, как это бывает обычно летом. Но, когда мы начали переходить мост, я это заметила, так как почувствовала под ногами доски. Мост кончился, я это также заметила и сказала Л. И.: <Мы уже прошли через мост>. 77. Я читала с В. М. Вдруг она встала и куда-то ушла. Через минуту она вернулась, взяла меня за руку и провела ею по спинке какого-то животного, которое она держала в руках. Сначала я подумала, что это кошка, но когда осмотрела голову и увидела длинные уши, то удивленно воскликнула: <Кролик!> Я не ошиб- лась. Это был действительно кролик. Я видела кроликов очень давно, а о том, что был кролик у нас в комнате, я совершенно не знала. Вот почему я так удивилась, когда по ушам узнала кро- лика. 78. Я ходила в Физиотерапевтический институт. Когда мы на- ,чали идти по лестнице, я моментально почувствовала, что на лест- нице лежит ковер. 79. Однажды я никак не могла найти платочек. Я попросила кого-то из дежурных найти его. Дежурная пересмотрела всю ком- нату, искала платочек буквально во всех местах, чуть ли не под ножками стульев и кровати, по платочка не нашла. Тогда я на- 47 чала сама искать и очень скоро нашла платочек, который был не так уж далеко: он висел на краю кровати со стороны стены. 80. Я потеряла иголку и попросила дежурную поискать. Она долго искала па полу, па столе и не нашла. Она сказала, что, веро- ятно, иголка не упала, а осталась где-пиоудь в вещах. Я не по- верила и стала искать иголку сама. Я нашла ее на полу возле тум- бочки. 81. Как-то раз долго не приходила ночная дежурная и А. И., уложив детей, сказала мне, что она пойдет за дежурной. - Если хочешь, идем со мной,- предложила она. - Хорошо, только мы возьмем с собой ключ, чтобы потом от- крыть дверь, ведь здесь никого нет,- сказала я. Когда я брала ключ, А. И, запротестовала: - Это же не тот ключ, что нам нужен, и если мы закроем дверь, то не войдем больше в дом. - Я знаю, что это тот ключ, что нам нужен. Но А. И. не верила мне. Я решительно сказала: - Выходите, а я закрою дверь и докажу вам, что это тот ключ. А. И. поколебалась несколько минут и вышла. Я уверенно за- хлопнула дверь, а потом легко отперла взятым мною ключом. А. И. пришла в восторг и в течение нескольких дней всем расска- зывала о том, как уверенно я вставляла ключ в замок. 82. Раз я должна была читать с В. М., но она никак не могла найти в книге то место, где было отмечено ногтем, Я взяла у нее книгу, провела пальцами по страницам и указала В. М. отметку. Это не единственный случай с отметками в зрячих книгах. Я почти всегда указываю читающему то место, откуда надо читать. 83. Почти никто из слышащих не может попять, что значит <читать выразительно дактилологией>. Много раз я это объясняла читающему мне и своей рукой демонстрировала эту выразитель- ность, но глаза зрячих этого почти не улавливают. Между тем я и те дети, которые находятся у нас, прекрасно это чувствуем. На- пример, В., если она говорит о приятных ей вещах или людях, она делает мягкие, как бы кого-то ласкающие движения пальцами; наоборот, если ей вещь не нравится или она кем-нибудь недо- вольна, она производит пальцами быстрые и резкие движения, а ведь этому ее специально не учили. Лично я называю <вырази- тельными руками> такие руки, в которых я ощущаю, говоря сло- вами зрячих и слышащих, <интонацию голоса>, <живое, подвиж- ное лицо> и т. д. 84. Недавно я взяла бутылку, в которой был уксус, и спро- сила у Н.: - Как ты думаешь, много ли здесь уксуса? 48 Н. сделала удивленное движение рукой. - Конечно, много. Меня это рассмешило, я чувствовала, что в бутылке уксуса было совсем мало, но так как Н. не видит, а только слышит (Н. слепая), то ей на слух показалось, что уксуса много. Я ска- зала: - Здесь почти ничего нет. Н. взяла у меня бутылку и несколько раз встряхнула ее. - Да, теперь и я чувствую, что здесь мало, а мне послыша- лось, что много. 85. Я и дети гуляли на улице. У меня замерзли руки, и я на- чала надевать перчатки, но в это время чья-то рука прикоснулась к рукаву моего пальто. По мягкому, спокойному прикосновению я узнала, что это была Ч. 86. Как-то я вышла на площадку парадного хода, чтобы узнать, какая погода, так как я собиралась идти в город в библио- теку с Е. А. Я дверь не захлопнула на замок, а только прикрыла и держала руку на ручке. Вдруг кто-то подходит к двери и хочет войти в дом. Я узнала шубу Е. А., но подумала, что этого недо- статочно, нужно еще посмотреть руку. Я взяла за руку Е. А., и она сказала дактилологией: - Что, исп.угала.сь? - Нет, я вашу шубу узнала, но мне нужно было еще вашу руку посмотреть. 87. Если я иду с кем-нибудь из города и подхожу к нашему дому, я это узнаю, так как изучила все особенности тротуара и мостовой на нашей улице, которые различаю ногами. Как-то я . возвращалась из города с Р. Г.; когда мы повернули к нашему дому из Госпитального переулка, я сказала: - Ну, мы уже дома. - Да. 88. Однажды к нам пришла наша бывшая сотрудница. Я с нею не виделась года три. Она подошла ко мне и крепко пожала мою руку. Пожатие показалось мне знакомым, но я никак не могла вспомнить, кто это. - Ты узнаешь меня? - Нет. - Подумай: может быть, вспомнишь. - Вы Ф. А. - Да. 89. Я гуляла на площадке парадного хода. Ко мне подо- шла Ф. А. - Гуляешь? - спросила она. - Да, гуляю. А вы откуда идете? 49 - Я тоже гуляю. Я шла мимо и увидала тебя. Ты меня узнаешь? - Да, я вас сразу узнала. 90. Я и дети гуляли на улице с М.А. Я предупредила М. А., что жду Н. и что нужно смотреть в ту сторону, откуда она будет идти. Н. долго не было, и я уже думала, что она не придет. Но вот М. А.. остановилась и взяла кого-то за руку. Я слегка прикос- нулась к этой руке и сразу узнала, что это Н. Я молча взяла ее за руку, но она выдернула свою руку и продолжала молчать. Н. как- то неопределенно ответила на мое пожатие. - Ты меня не узнаешь? - рассмеялась я. Тогда Н. пожала мою руку и ответила: - Да, я тебя. не узнала, у тебя какие-то другие руки стали. - Что ж, мои руки могли измениться за эти несколько дней, что мы с тобой не виделись. 91. Однажды я была у своей подруги Н. Мать дала Н. чистить картофель. Я сказала, что тоже буду чистить. Н. очень удивилась: - Неужели ты умеешь чистить картофель? Ты ведь не при- выкла к этому. - А вот посмотрим, кто из нас лучше будет чистить,- сказала я и взялась за нож. Я быстро осматривала пальцами картофель, и если находила несрезанпые корочки, срезала их. Когда я очистила несколько кар- тофелин, Н. сказала мне: - Мама говорит, что ты чистишь лучше меня, а я думала, что ты совсем не умеешь. 92. Как-то раз, когда я села читать с В. М я заметила, что она в этот день плохо себя чувствовала, и спросила: - Что с вами? - Ничего,- ответила она. - Мне кажется, что вы больны. - Да, я больна душой. В. М. хотела скрыть от меня, что она чем-то расстроена, но я хорошо это почувствовала и предложила ей сделать на время перерыв. 93. Большинство слепых находится в полной зависимости от зрячих в тот момент, когда им нужно вдеть нитку в иголку. И толь- ко немногие слепые избавляются от этой зависимости и вдевают нитку в иголку сами. Делают они это таким способом: ушко иголки они прикладывают к кончику языка, и когда конец нитки прикасает- ся к ушку. слепой чувствует это языком. Но я вдеваю нитку в игол- ку иным способом: беру иголку большим и средним пальцами левой руки (близко к ушку), а нитку указательным и большим пальца- ми правой руки и легко вдеваю ее в ушко иголки. Если игла хоро- 50 тая, не кривая и не скользит в пальцах, я вдеваю нитку сразу. В этом отношении я не только не нахожусь в зависимости от зрячих, а, напротив, часто, если бывает не особенно светло, кто-нибудь из наших сотрудников просит вдеть им нитку в иголку. Несколько раз меня об этом просила А. И. Я ее спрашивала: <Неужели вы са- ми не можете вдеть?> - Нет, на дворе пасмурно, и я не вижу уш- RO, иголка очень тонкая>. Интересно то, что в тонкие иголки я вде- ваю нитку скорее, чем в толстые. 94. Один раз А. А. собралась варить вареники с вишнями. Когда она начала лепить вареники, я ей предложила: <Давай я те- бе помогу>. А. А. очень удивилась: <Тебе же будет очень труд- но!> Все-таки дала мне лепить. Я справилась с этим делом так ус- пешно, что А. А., никогда не видевшая слепых, только разводила руками. В этот день А. А. рассказывала всем, кто к ней приходил, о том, как я помогла ей лепить вареники, и показывала мои паль- цы, которые были испачканы вишнями. 95. Я случайно прикоснулась к спине А. В. и ощутила, что на ее халате присох кусочек крахмала. Я отодрала этот кусочек и показала А. В. Она удивилась и сказала: <Если бы ты мне не показала, я бы и не заметила совсем>. 96. Мне сказали, что ко мне пришла Н. Но когда Н. пожала мне руку, я сразу почувствовала, что она чем-то очень расстроена. Я спросила с беспокойством: <Что с тобой?> Н. рассказала мне. 97. Как-то я примеряла пальто. Возле меня были Д. Ф. и Е. А. Они смотрели пальто, одергивали его. Подошел X. и тоже прикос- нулся к пальто. Через рукав я узнала, что это он. 98. Как-то я подошла посмотреть на брайлевские часы. Когда я прикоснулась к часам, было половина 9-го, но часы в это время как раз били, только не половину 9-го, а 9 часов. Я прикоснулась, когда они били четвертый раз, поэтому насчитала пять ударов. 99. Однажды, когда я встала после обеда из-за стола и напра- вилась к двери, кто-то взял меня за руку. Я сразу по руке узнала, что это Э., но так как это было совершенно неожиданно, то я не от- ветила на его рукопожатие и стояла в полном недоумении. Обычно ко мне посторонние не подходят в то время, когда я только встаю из-за стола. Э. спросил: <Вы узнали меня?> Я ответила смущенно: <Вы Э.?> -и объяснила, что я растерялась от неожиданности. 100. Я шла снизу вверх и проходила через буфетную комнату в столовую к ужину. Чья-то рука хлопнула меня по плечу. Я ос- тановилась и сказала: <А. И.!> Л. И., которая видела этот момент, подошла ко мне. <Ты уже знаешь, что это А. И.?> - <Да, хотя она в это время и не работает, но я уже хорошо знаю ее руку>. 101. Во время отдыха я лежала на кровати. Вдруг я почувство- вала лицом движение воздуха. Я протянула руку, думая, что ко мне подходят. Действительно, А. В. пришла ставить мне тер- мометр. 102. Однажды я шла по улице с Н. Вдруг кто-то положил руки на плечо мне и ей одновременно. Мы остановились. Тот, кто подо- шел к нам, молча взял нас за руки. По руке я сразу узнала, что это была О., по Н. не узнала ее по руке. О. заговорила, когда я произ- несла ее имя, и по голосу Н. ее узнала. 103. Я шла по улице и, несмотря на то что была в ботах, ощу- тила под ногами железную плиту, которой закрывается колодеп канализации. <Здесь канализация?> -спросила я у Л. И.- <Да>. 104. Как-то ко мне пришла Н., и, едва она успела пожать мне руку, я заметила, что она чем-то расстроена. <Что с тобой?> - спросила я.- <Ничего>.- <А мне кажется, что ты в плохом на- строении>.- <Нет... Я просто замерзла>. Однако, как Н. ни уве- ряла меня, что она в хорошем настроении, я ей не поверила. Я не ошиблась: через несколько дней Н. созналась, что она действи- тельно была расстроена в тот день, когда приходила ко мне. <Я про- 1 сто не хотела тебя расстраивать, хотя знала, что ты сразу же по- чувствуешь, в каком я настроении>. 105. Я ходила в город с Р. А. и А. И. Все время я шла с Р. А., но она со мной не разговаривала и в дороге ни о чем меня не пре- дупреждала. В одном месте я почувствовала под ногами совер- шенно гладкую дорогу и догадалась, что мы вошли в новый пас- саж. Подумала я это потому, что я несколько раз бывала в пассаже и уже изучила те особенности, по которым я могу определить, что нахожусь в пассаже. Я сказала Р. А.: <Мы в пассаже>. Р. А. сде- лала мне утвердительный знак рукой. 106. Я ездила к своей подруге, которая живет далеко от нас. Со мной ехала А. В. Когда мы сошли с трамвая, я заметила, что А. В. пошла не по той дороге, по которой я хожу с подругой. <Мы с Н. ходили не здесь>,- сказала я. А. В. ответила: <Да, я знаю, что вам удобнее ходить по другой стороне, где ровнее, а сейчас нам можно идти и здесь>. 107. Ко мне подошла Л. И. и позвала меня заниматься. Я сразу заметила, что Л. И. в плохом настроении, но ничего ей об этом не сказала. На следующий день (это был выходной день) Л. И. снова занималась со мной. Как только она поздоровалась со мной, я сразу почувствовала, что она в хорошем настроении и даже возбуждена. Я не выдержала и сказала: <Вчера мне казалось, что вы в плохом настроении, а сегодня - в хорошем. Правда ли это?> - <Да, правда>, 108. Как-то я ездила в ту деревню, где провела первые годы своего детства. После того как меня увезли из деревни, я ни разу не была в деревне и жила все время в городе. Теперь, когда я снова 52 очутилась в деревне, я изъявила желание пойти к реке, чтобы побродить по берегу, а также захотела походить но высокой траве. Когда я ходила к реке и по другим местам, меня сопровождала А. Возвращаясь домой, мы пошли через заброшенный огород, где ро- сла высокая трава. Я была без чулок и поэтому хорошо чувствовался прикосновение травы к моим ногам. Вдруг я остановилась и схва- тилась руками за ноги, которые начали сильно чесаться,- оказа- лось, что мы зашли в жгучую крапиву. - Я не хочу дальше идти но этой дороге,- сказала я. А. засме- ялась. - Ты же хотела испытать все деревенские удовольствия. - О таком удовольствии я как раз не думала, а ты меня за- вела сюда. - Нет, я не нарочно тебя завела, я не смотрела на траву и не видела, что здесь крапива, у меня тоже чешутся ноги. 100. Мне нравилось тянуть из колодца ведро с водой, и, если я знала, что Ю. нужна вода, я брала ведро и шла к колодцу. Зацепив ведро за цепочку, я дергала канат, и, когда ведро спускалось в ко- лодец, я легко держалась рукой за канат, чтобы чувствовать, когда ведро коснется воды в колодце. Чувствуя, что ведро уже коснулось поверхности воды, я дергала за канат, чтобы узнать, набралась ли в ведро вода. Если я чувствовала, что ведро стало тяжелым, я тя- нула его вверх, так как знала, что оно уже наполнилось водой. Но беда была в том, что я была маленькая и если стояла на земле, то не могла перекрутить баран. Приходилось становиться на сруб ко- лодца, а этого мне делать не позволяли, так как гнилая доска могла каждую минуту обломиться, и я упала бы в колодец. Я напрягала все силы, становилась на цыпочки, только бы перекрутить баран. Иногда это мне удавалось, а иногда рука не выдерживала тяжести ведра, и баран, повернувшись обратно в мою сторону, больно уда- рял меня по лбу железной ручкой. 110. Я занималась с Л. И. К нам подошла А. И. и позвала меня завтракать. Каждый день, когда А. И. только первый раз подходит ко мне, я осматриваю, не надела ли она юбку наизнанку или не видно ли комбинации из-под юбки. Такую же проверку я произ- вела и на этот раз и всплеснула руками. Из-под юбки А. И. была на целую четверть видна комбинация. Все трое мы начали смеяться, особенно Л. И. хохотала. Я сказала: <У нас никто так живописно не одевается, как А. И.>. Л. И. еще больше расхохоталась. <Почему вам так смешно?>-спросила я.-<Я любуюсь живописным ви- дом А. И, Она не знала, что у нее видна комбинация, и стояла на верху лестницы, а внизу стояли посторонние>. Поправив юбку, А. И. ушла, а я и Л. И. убирали стулья на место. Я подумала: <Нужно осмотреть Л. И.: может быть, у нее видна комбинация>. 53 Я осмотрела Л. И. и обнаружила, что и у пее с боков и сзади видна комбинация, хотя гораздо меньше, чем у А. И. Но теперь Л. И. уже не смеялась, а была смущена и подтягивала комбинацию в тех ме- стах, где я показала ей. 111. Когда умер акад. В. П. Воробьев, мне об этом не сразу сказали по той причине, что я еще не совсем оправилась после бо- лезни. Я только замечала, что Л. И. в очень тяжелом настроении. Я не спрашивала о причинах ее плохого настроения, ибо знала, что она во время моей болезни не скажет мне. Через два дня у меня уже была нормальная температура. Я встала с постели. В день кре- мации тела В. П. утром ко мне подошла Л. И. и взяла меня за руку. До этого момента я еще глубоко верила в то, что В. П. выдержит операцию. Но когда Л. И. взяла меня за руку, я сразу почувство- вала, что она сообщит мне о его смерти. Л. И. усадила меня на ди- ван и несколько секунд ничего не говорила, а потом сказала: <Нас постигло большое горе> .- <Умер Владимир Петрович>,-добавила я. - <Да>. 112. Меня познакомили с Т. Я говорила с ним недолго, всего минут 15, по все-таки успела запомнить его руки. Прошел месяц, и я встретилась с Т. в УИЭМе. Он пожал мне руку и начал писать на моей ладони свое имя. Я остановила его. <Я вас и так узнала сразу>. 113. Наши дети ездили кататься в автомобиле; я тоже поехала. С нами была А. В. Шофер хотел мне доставить удовольствие и по- этому спрашивал, какая езда мне нравится - быстрая или замед- ленная? - Чем быстрее, тем лучше,- отвечала я. Шофер пустил ма- шину со скоростью в 40 км в час. - Как ты себя чувствуешь? - спросила А. В. - Хорошо. Мне кажется, что мы едем быстрее, чем раньше. - Да, верно... - А сейчас что ты чувствуешь? - Что мы еще быстрее едем. Я себя чувствую превосходно! 114. Однажды утром, когда Л. И. пришла в клинику, я встре- тила ее в вестибюле. Здороваясь со мной, она вяло пожала мне руку и медленно пошла по лестнице наверх. Я шла рядом и поэтому чув- ствовала, что ей трудно идти наверх. Я спросила: <Вы нездо- ровы?> 115. Раз когда-то Т. А. читала мне. К нам подошла К. и начала разговаривать с Т. А. Я положила свои руки на горло Т. А. и К. и слушала их голоса. Потом я осмотрела лицо К. и лицо Т. А. <Что, красавицы?> - спросила в шутку Т. А.- <Ничего, у тебя лицо луч- ше, чем у It.>.- <Нет, К. лучше, свежее>.- <Может быть, свежее, по черты лица у тебя лучше>. В разговоре с Л, И. я рассказала о том, как я осматривала лица Т. А. и К. <Скажите, правильно ли я определила, что у Т. А. лицо красивее, чем у К.?> - <Правильно>. 116. Однажды я, Л. И. и К. (последняя служила нам <провод- ником>) пошли на Журавлевку. Бывала я в этом районе и раньше, но теперь я отметила, что К. ведет нас не по той дороге, по которой я ходила с Л. И. Раньте нам тоже приходилось спускаться с горы, но таких больших рытвин я не замечала, а теперь мы по колени провалились в снег. <Почему вы идете не там, где мы шли прошлый раз?> -спросила я у Л. И.- <Это К. ведет нас ближайшей доро- гой>.- <Зачем? Ведь здесь хуже идти>. На обратном пути мы шли с Л. И. только вдвоем. Я сразу отметила: <Вот это та дорога, по ко- торой мы шли в первый раз. Я ее узнаю потому, что здесь нет вы- ступов и рытвин, а нужно только подниматься в гору>. 117. В моей комнате много комнатных растений. Каждое утро я их осматриваю внимательно - не нужно ли полить, не сломалась ли на каком-нибудь растении веточка. Однажды, осматривая <пау- чок>, я заметила, что на одной веточке листья слегка привяли. Я на- чала искать то место, где была надломлена веточка. Но несмотря на самый тщательный осмотр, в первую минуту не обнаружила места слома. Тем не менее я была уверена, что веточка сломана. В сле- дующую минуту я обнаружила, что веточка действительно сло- мана. 118. Как-то к нам зашла наша прежняя уборщица с новорож- денным сыном. Она разрешила мне осмотреть лицо ребенка, кото- рый спокойно лежал на ее руках. Едва прикасаясь пальцами к его личику, я осторожно осмотрела его и убежденно сказала: <А нос совсем курносенький>. Мать ребенка засмеялась и показала мне свой нос. <Вы так же курносы, как и ваш сын>. 119. Здороваясь со мной, Т. А. поахала мне руки, и я заметила, что она в плохом настроении. <Чем ты так расстроена или недо- вольна?> - спросила я. <Ничем>,- коротко ответила Т. Но ее ответ еще больше убедил меня в том, что она чем-то недовольна. Чере> несколько минут Л. И. случайно сказала мне ту причину, которая вызвала неудовольствие у Т. А. 120. При одном посещении Музея революции в одной комнате Л. И. показал мне небольшое знамя, на котором были вышиты цифры. Осматривая пальцами каждую цифру, я прочитала следу- ющее: <1905 г.>. <Это знамя революции 1905 года?>- <Да>,-от- ветила Л. И. <Оно из телка>,- заметила я. 121. Однажды я была у Т. А. Она, зная, что я особенно интере- суюсь книгами, показывала мне свою библиотеку. На переплете одной большой новой книги я обнаружила рельефное изображение человека во весь рост, с поднятой вверх рукой. Этого человека и эту позу я очень хорошо знаю. Поэтому радостно воскликнула: <Това- рищ Ленин!..> 122. Перед праздником 1 Мая для всех воспитанников нашей клиники покупали какие-то подарки. Какие именно подарки - это держали в секрете от меня, но я решила рассмотреть все подарки, когда останусь одна. Возвратясь с вечера из УИЭМа, я ос/гави- ла подругу, которая ночевала у меня, умываться, а сама пошла в одну из кабин, где, как мне казалось, должны были лежать подарки. На столе лежали кульки со сладостями-это меня не интере- совало, и я подошла к окну, на котором рассчитывала найти что- нибудь интересное. Мои руки натолкнулись на барельеф Ленина (как я сама определила). Дальше, на некотором расстоянии, лежал еще один барельеф, который я также сразу узнала,- это был ба- рельеф Пушкина. Когда я возвратилась в комнату, подруга уже ожидала меня. - Где ты была? - Сейчас я тебе все расскажу: я получу в подарок, во-первых, барельеф Ленина, во-вторых, барельеф Пушкина,- с гордостью сказала я. Подругу это рассмешило. - Ты одна хочешь получить так много подарков и вдруг ничего не получишь. - Вот увидишь, получу. 1 Мая я действительно получила барельеф Пушкина, а через несколько дней, когда окончилась детская выставка, мне разре- шили взять в мою комнату барельеф Ленина. 123. У меня в комнате была китайская роза. Однажды я заме- тила, что она стала не такой пышной, какой была раньше. Я осто- рожно начала осматривать цветок и обнаружила, что кто-то срезал одну веточку. Это не понравилось мне, ибо я не люблю бессмыслен- ной порчи растения. Я хотела узнать, кто срезал ветку, по никто этого не знал. Л. И. говорила мне: <Да ты сама могла сломать ее случайно>. Это удивило меня, так как я очень осторожна с цветами, а китайская роза - растение не травянистое, и сломать на ней ветку случайно - не так просто. К тому же ветка была срезала, с этим согласилась зрячая сотрудница, когда я ей показала цветок, но Л. И. до сих пор убеждает меня, что ветку сломала я. Это рассмешило меня, и я ответила: <Это возможно было бы тог- да, если бы я находилась в бессознательном состоянии. Но та- кого состояния у меня не было, следовательно, ветка кем-то срезана>. |