2013 р.
К учащимся с нарушением зрения относят как тех, кто плохо видит, так и тех кто полностью слеп. Незрячие студенты могут использовать шрифт Брайля для чтения. Студенты с плохим зрением для чтения и письма могут использовать оптические устройства или же пользоваться шрифтом Брайля как и их незрячие сверстники. И первым и вторым может потребоваться специальное оборудование и принадлежности. Степень нарушения зрения студента зависит от состояния глаз. Видение также может колебаться или зависеть от таких факторов, как несоответствующее освещение, присутствия бликов или усталости. Соответственно не существует «типичного» плохо видящего человека. Главной проблемой слабовидящих учащихся является то, что в научно-образовательной среде присутствует подавляющая масса визуального материала , с которым они постоянко сталкиваются. Это и учебники, и контурные карты, расписания занятий, классные доски, собственно конспекты, модели, изображения и другие графические материалы, и т.д. Кроме того, использование современных средств на занятиях (кассеты, видео, компьютеры, телевизионные программы) увеличивает объем визуального материала, который доступен слабовидящим очень ограниченно. Для того, чтобы оказать помощь в обучении студентов с нарушениями зрения требуется разработать уникальную индивидуальную стратегию, основанную на конкретных особенностях зрительного нарушения данного студента с использованием дополнительных технических средств (шрифт Брайла, скорость аудиовосприятия). Для учащихся с любым типом нарушения зрения необходимо обеспечить доступ к учебному материалу. Это может быть ноутбук с зумом текста, компьютерная программа, на подобии join.me, которая позволяет увидеть, что находится на ноутбуке учителя на своем мониторе, увеличение текста, или любые приспособления, которые делают материал доступным.
Очень хорошо зарекомендовали себя тактильные модели. Вы можете обвести тонкой линией прозрачного клея все чертежи, это позволит студенту с нарушениями зрения понять, что видят остальные. Если у студента суженное поле зрения, то с помощью тактильного восприятия он сможет понять, что диаграмма не заканчивается и выходит за пределы его зрения. Обратите внимание, что у многих учащихся с нарушениями зрения присутствует повышенная усталость глаз, поэтому для них гораздо сложнее читать в конце дня. По мере возможности это надо учитывать при составлении расписания. Также помните, что слабовидящие ученики, скорее всего не различают Ваших визуальных сигналов (жестов), по возможности избегайте их.
Общие рекомендации:
1. Сообщите аудитории о Вашем приходе/уходе из комнаты.
2. Позовите студента с нарушением зрения по имени, если хотите привлечь его внимание.
3. Привлеките к работе специалиста, который подскажет, что нужно сделать для конкретных образовательных потребностей: изменить освещение в аудитории, расположение мест, применить специальную технику («посредник для письма»).
4. Используйте описательные слова (прямо, вперед, влево) по отношению к месторасположению студента. Будьте конкретны в направлениях и избегайте использования расплывчатого "там" , "здесь" , "это" и т.д.
5. Описывайте в деталях визуальное сопровождение учебной деятельности.
6. Опишите и тактильно ознакомьте студента с аудиторией, лабораторией, оборудованием, принадлежностями и материалами и т.д.
7. Устно сообщайте об изменениях в расписании: изменениях аудиторий и/или времени занятий.
8. По возможности предлагайте другим студентам зачитать вслух написанное (например, на доске), чтобы все знали, о чем идет речь в тексте.
9. Закажите специальные учебники в соответствии с привычками учащегося.
10. Называйте себя по имени и не ждите, что слабовидящий студент узнаем Вас по голосу, даже если Вы знакомы. Также, удостоверьтесь, что остальные присутствующие в комнате также представились.
11. Если Вас попросили о сопровождении студента с нарушениями зрения, подойдите, представьтесь и вежливо предложите свои услуги, если предложение примут, то подайте студенту руку, чтобы он смог ее взять. Озвучьте вслух если впереди ступенька (укажите вверх или вниз), если надо войти в дверь (уточните с какой она стороны), также говорите обо всех препятствиях на пути. Ни в коем случае не тяните студента в сторону молча.
12. Если Вам надо завершить разговор или уйти, скажите об этом вслух.
13. Если в аудитории есть студент с нарушениями зрения, Вам нужно регулярно проверять учебное оборудование, чтобы убедиться, что оно исправно и готово к работе.
14. Не гладьте и не играйте с собакой-поводырем. Это рабочее животное. Слабовидящий может подвергнуться серьезной опасности, если отвлечь собаку.
15. Используйте аудио- или тактильные сигналы в тех случаях, когда обычно подаете визуальные.
16. Не обязательно говорить громко или кричать при общении с людьми с нарушениями зрения.